Дача. Константин Батынков

Дача. Константин Батынков

Главное – это сами картины.

Константин Батынков – художник, не нуждающийся в представлении, особенно московскому зрителю. Именно поэтому череда устойчивых вопросов о статусе художника, его роли в обществе и ознаменованном образе пропадают и теряются в области уже сложившегося суждения. Разнообразность «печатных» мнений, апеллирующих к объяснению скрытых смыслов в картинах или к поиску витающих вокруг живописи идей, то есть вся риторика от изобразительного искусства – тот путь, который изначально терпит неудачу «на подступе» к описанию работ художника. Куда более любопытным и разноплановым вопросом может стать попытка обозначить с определенной долей условности степень соотношения художественной установки с конечным результатом – картиной как таковой.

Границы этого фундаментального соотношения, бесспорно, пролегают в сфере условий труда и дальнейшем действии художника. Для К. Батынкова таким условием творческой трудоспособности становится пространство мастерской со своими целевыми свойствами, организующими процесс создания вещи искусства. Необходимо отметить, что жест художественного освоения мастерской, который на первый взгляд можно ложно осмыслить как «реалистическую» тенденцию творчества, не проявляется в структуре изображения, а скорее является той необходимой данью месту, которую платит каждый ежедневно и кропотливо трудящийся человек, ожидающий продуктивности действия и собственного усилия. Такого рода включенность атмосферной среды в неделимый процесс творчества, еще раз показывает, как важны для художника спонтанность и схватывание момента фактического времени. Конечно же, существуют замысел, тема, мировоззрение, память и последующая логика смысла живописи, однако, это лишь допустимые причины, а не безоговорочный аргумент следствий. Завершающая стадия трудового процесса, таким образом, выражается в новоприобретенном, независимом статусе картины. Проблемы, вопросы, идеи искусства не замыкают картину, а проистекают из нее. В сущности, это то условие, благодаря которому художник работает на опережение собственной жизни, руководствуясь одним из многочисленных законов искусства – предвосхищением реальности. К. Батынков, выражаясь языком Филонова, «работает картины», предлагая зрителю самодостаточность картины и ее изначальное самоценное воздействие.

Но в таком случае, какими дополнительными характеристиками будет обладать картина, перенесенная из пространства мастерской в экспозицию выставки? Влияние заданной конфигурации помещения, освещение, программа и направление галереи создадут для живописи временный тематический «вакуум» - внешнюю, социальную необходимость просмотра. Выставка «Дачи» не является исключением из этого правила. Объединенные под общим названием, работы замыкаются в серию, чтобы, в конце концов, по окончании выставки, вновь проявить принцип своей автономии. Задача всякого зрителя состоит в том, чтобы определить для себя, где заканчивается тема и начинается главное – сама картина.

Александр Саленков
Москва, 14 сентября 2013 г.



Подробности

  • Начало: 26 сентября 2013 г. в 16:00

Поделиться событием