Вечное лето. Светлана Атаханова

Вечное лето. Светлана Атаханова

Широко открытыми глазами

Весёлое дело, которым мы занимаемся, — имя ему Искусство, — в наши дни не то что бы оказывается под угрозой, но переживает некоторые нападки со стороны того, что, искусством не являясь, намерено занять его место. Потому для художника страшно важно определить, кто он и с кем он и где он находится; не в смысле групповых инъекций, но в области традиции, которая чем дальше, тем больше обнаруживает неиссякаемую жизнеспособность, выстаивая даже против оголтелой медийности.

Для Светланы Атахановой традиция начинается с Востока в широком понимании, от Ближнего до Дальнего, а заканчивается там, где работали Гоген, Матисс и набиды, тоже, как известно, истовые ориенталисты. Но если тому же Гогену в таитянском цикле хотелось забыть о том, что он европеец со всеми рефлексиями и идиосинкразиями, нажитыми его эпохой, а Матисс, по чьему-то меткому замечанию, Восток «одомашнивал», то Атаханова работает по-другому. Выученица Запада по манере, по жесту, по мазку, по ритму и внутренней динамике, она берёт у Востока открытую эмоцию и выражает её в цвете и в композиции. Она работает со всем, что накоплено ориентализмом, не анализируя и не очень-то вдаваясь в смену эпох и стилей. Как ни странно, именно акварель оказывается при таком подходе бесценным помощником; её прозрачность и пластические возможности выражают идею открытости миру, питающую творчество Атахановой в самых глубоких его истоках.

В теории жеста много внимание уделено глазам; характер прищура или моргнувшее веко многое скажет не только о текущем внутреннем состоянии, но и о том, как личность взаимодействует с миром. Создаётся впечатление, будто Атаханова смотрит на всё, что изображает, широко открытыми глазами. Она не фиксируется на мелочах, создавая формы монументальные, обобщённо-лаконичные по рисунку и экспрессивные колористически. Её излюбленный приём — контраст. У неё нет, что называется, «типичной композиции»; художница верна жизни в том смысле, что существуют миллионы положений, геометрически не выверенных и вместе с тем гармоничных. Цветы и деревья, горы, воды и облака на её работах «говорят» об одном и том же, а именно о бесконечных возможностях цвета. Известная обобщённость форм делает образы статуарными, каждое движение выглядит «на века», что уравновешивает асимметричные построения.

Интересно, что незанятое, неосвоенное природой или культурой пространство художницу, кажется, не привлекает. Она не пишет бескрайних загадочных пустых небес. На фоне неба у неё — решительный очерк ветвей или плотные, материально насыщенные облака. Атаханова тяготеет к декоративности, которую понимает как средство обратить внимание на предмет, на объект, укрупнить его, сделав более значимым, чем в реальности.

Для чего, собственно, и существует Искусство, наше весёлое, яркое дело, доступное только жизнелюбцам.

Вера Калмыкова



Подробности

  • Открытие: 9 июня 2016 г. в 16:00
  • Дни работы: 10 июня — 21 июня 2016 г.
  • Выходной: Cреда

Поделиться событием