Ab-struction. Антон Вяткин, Иван Мастеропулос

Ab-struction. Антон Вяткин, Иван Мастеропулос

Форма начинает и выигрывает

…А иногда хочется вернуться и посмотреть, что говорилось раньше о том, что сегодня — почти так же естественно, как натюрморт. Вот, например, А. Ростиславлев в 1917 г. в журнале «Аполлон» писал о художестве, ставшем, как он сформулировал, «за гранью реализма»: «Пути за этой гранью могут расходиться в разные стороны — от стилизации, обусловленной ретроспективностью, от изысканной графичности до нового понимания натуры в смысле выбора и сочетания её отдельностей и в смысле передачи прежде всего плотности, материальности, силы красок. …Грань важна тем, что за ней раз и навсегда было утверждено первенство чисто живописных и формальных стремлений».
Спустя два года в небольшой брошюре А. Бакушинский комментировал указанные пути: «Опыты “движения вперёд” в плоскости абстрагирования искусства, разложения и нового синтеза видимости, идущие от Пикассо, заканчиваются печально или опустошением души и отчаянием перед обломками разбитой и поруганной красоты, или холодом рассудочности и заменой творческого порыва скучной алгеброй условных обозначений (в футуризме, лучизме, супрематизме)».
История расставила точки над ё: чисто живописные и формальные стремления реализуются тем активнее, что вариации абстрагированных архетипов бесконечны (парадоксально, ведь самих этих архетипов не более десятка). Язык авангарда стал естествен, как «а-бэ-вэ».
И вот уже для нас экспрессионизм — едва ли не самый простой способ передать свой мессидж другим, в той же степени интегрированным в проблематику современной культуры, как и мы сами. Лишённый протестной составляющей, современный авангард уходит в область красоты и гармонии, от которой отталкивался вначале. Вот уже Иван Мастеропулос владеет экспрессионистической формой столь виртуозно, что, кажется, впору передавать с её помощью состояние покоя и воли…
И вот уже скульптор Антон Вяткин использует авангардные формы и приёмы для того, чтобы, как он говорит сам, передать душу материала: «У любого материала есть душа. Моя задача — показать свойства этой души, явить её суть». Интересно, как отреагировал бы Пикассо на посыл о «душе материала»?..
Но ещё интереснее, что будет с искусством дальше. Потому что веером расходящиеся пути превысили уже стандартный разброс в 180 градусов и переходят в 3D. Совершенно понятно, что существует более чем один реализм, и очень хочется выяснить, каким он явится — обогащённый опытом свободно понятой формы и практикой смешения изобразительных языков.
Возможно, лет через десять нам покажут это Вяткин и Мастеропулос.

Вера Калмыкова



Подробности

  • Открытие: 4 августа 2016 г. в 16:00
  • Дни работы: 5 августа — 9 августа 2016 г.
  • Выходной: Cреда

Поделиться событием