Экзистенциальное. Лена Красотина, Павел Боркунов

Экзистенциальное. Лена Красотина, Павел Боркунов

Современность в одиночестве

Быть может, основная задача искусства на сегодня — самоопределение, а не создание своего образа мира. Соперничая то со СМИ, то с видео-артом, живопись пытается отстоять — уже не территорию, а нишу. Помогает то, что современность эклектична. Всё, что говорилось раньше, совершенно естественно кажется открытым и найденным сейчас. Обнаруживая в толщах культуры XX века нечто подходящее, художник объявляет его своим не потому, что король не боится показаться голым. Причина — в совпадении чужого и обнаруженного с собственным внутренним настроем и направлением поиска. Это оказывается оправданием и своего рода щитом, защитой от упрёков в несостоятельности, а то и ненужности.
Художники пишут концепции для своих выставок. Практика привычная, однако, если вдуматься, не так уж она и проста. Объяснение, «как воспринимать», на деле направлено не вовне, как хотелось бы самим живописцам. Оно есть внутреннее обоснование сделанного; в отсутствии питательного бульона, который имелся у живописцев прошлого — всякого рода посиделки, разговоры в мастерских, даже и художественные советы (кто мог подумать, что мы станем тосковать о них!) — концепция есть способ поговорить с самим собой. И когда Павел Боркунов и Елена Красотина пишут концепцию выставки «Экзистенциальное», они, конечно, прежде всего самим себе объясняют то, что занимает их в современности.
«Индивидуальное восприятие художника, — считают они, — противопоставляется в данном контексте классическому способу выражения действительности. Все незначительное отступает на задний план». От «незначительного», т.е. от привычных приёмов создания живописного образа и пространства, удаётся отказаться Боркунову. В его работах случайные вкрапления «классики» чрезвычайно редки, и это понятно. Его задача — визуализировать «проблемы столкновения и взаимодействия человека со средой, чувство неопределенности, страха» и необходимость создать «самого себя как сущности в противоборстве с предлагаемой реальностью». При такой задаче, разумеется, не до приёма, хотя избежать его окончательно не удаётся, и в живописи Боркунова всё же читаются цитаты из истории искусства второй половины XX века.
У Лены Красотиной ситуация иная. Цитатность из широкого поля модернизма она выставляет на первый план, мастерски выявляя собственные истоки. Парадоксальным образом получается, что ни одна цитата, никакое знание, ниже уровень профессиональной компетентности не спасает от одиночества, пережитого как состояние и заявленного как тема. Сколько бы ни было у тебя учителей, в экзистенциальном ты — один в поле воин. И человек без лица на самом деле перестаёт быть только метафорой, только знаком. В пространстве, где нет никого, кроме тебя, ты также растворяешься.
И остаётся старый, как мир, вопрос сегодняшнего дня: «Откуда мы? Кто мы? Куда мы идём?»

Вера Калмыкова



Подробности

  • Открытие: 30 июня 2016 г. в 16:00
  • Дни работы: 1 июля — 5 июля 2016 г.
  • Выходной: Cреда

Поделиться событием