Сатирическая графика. Виталий Горяев (1910—1982 гг.)

Сатирическая графика. Виталий Горяев (1910—1982 гг.)

Виталий Горяев. Сатирическая графика.

Советская сатирическая графика – законная дочь великого русского авангарда и родилась вместе с Октябрьской революцией. Уже в 1919 году появились первые «Окна сатиры РОСТА», созданные Михаилом Черемных, Владимиром Маяковским и другими авторами, многие из которых позднее составили прославленную когорту художников «Крокодила». Сатирическая графика журнала «Крокодил», основанного приказом Реввоенсовета в 1922 году, является вершиной политической сатиры в искусстве Советской России и уникальным явлением в мировом искусстве ХХ века.
В редакции журнала с 1920-х гг. работали Константин Ротов, Николай Радлов, Михаил Черемных, Иван Малютин, Юрий Ганф, оставившие яркий след в искусстве. К середине 1930-х гг. коллектив «Крокодила» окончательно сложился, в нем обозначились лидеры, такие как Леонид Бродаты, КуКрыНиксы, Борис Ефимов. Сатирический рисунок был формой изобразительной журналистики и вел свою родословную от боевых листков первой русской революции 1905 года и агитационных плакатов гражданской войны. Молодые «крокодильцы» смело опирались на творческие достижения авангарда и никогда не отрекались от своих учителей. Сатирическая графика «Крокодила» потрясала отечественных и зарубежных зрителей эмоциональной силой, точностью и современностью рисунка, декоративной выразительностью и взрывной энергетикой. На рубеже 1935-36 годов редакция «Крокодила» пополнилась еще одним молодым художником – Виталием Горяевым.
Виталий Николаевич Горяев (1910-1982 гг.), народный художник СССР, Лауреат Государственной премии СССР, многочисленных международных дипломов и премий, гениальный рисовальщик, был воспитанником выдающихся учителей Дмитрия Моора, Владимира Фаворского и Андрея Гончарова. С первых шагов в искусстве Виталий Горяев тяготел к сатирической графике и в 1934-35 годах участвовал в работе агитпарохода, журналов «30 дней» и «7 дней». Прославленному карандашу Горяева были доступны и нежная лирика, и печаль, и веселый юмор, и гневная сатира, словом жизнь человеческая во всех ее проявлениях. Виталий Горяев рисовал столь точно и быстро, что во время поездки в Америку в 1958 году он успешно участвовал в конкурсах «рисунок на скорость» и легко побеждал ассов американской газетной графики – судебных художников, к их восторгу и изумлению. Школа «Крокодила» оказалась для В.Н.Горяева необычайно плодотворной. Она отточила его мастерство, позволила найти свой неповторимый стиль, истребила малейшие следы приблизительности в работе. Сам Виталий Николаевич гораздо позднее писал: «В смысле метода работы я в какой-то мере следовал примеру любимого моего учителя Льва Бродаты, то есть рисовать, как бы подслушивая чужой разговор… Мне было важно, чтобы изображение было похоже на правду. Сказанное больше всего касалось рисунков на международную тему. Когда я первый раз побывал в Америке, журнал «Таймс» старательно подсчитал, сколько раз я изображал Уолл-Стрит и статую Свободы, не видя их. В журнале обвиняли меня в тенденциозности (против чего я не возражал) и не обвиняли в «развесистой клюкве» (что меня вполне устраивало)».
Политическая графика на международные темы была коньком В.Н.Горяева и очень нравилась публике. Художник видел мир широко открытыми глазами любознательного наблюдателя, улавливавшего все многообразие поз, жестов, манеры носить одежду и манеры держаться. Для рисунков Виталия Горяева характерны невероятная естественность и поразительное умение мгновенно схватить характер любого человека. Показателен рисунок 1958 года с подписью: «Таким образом я смогу прожить в городе со своим семейством», где тонко и верно передан сам тип среднего американца, его жены и детей. Недаром этот рисунок был одновременно помещен в «Крокодиле» и в американской газете «Вашингтон пост». Или взять знаменитую карикатуру 1960 года «Добрая мисс Америка», где тетушка в цилиндре и в цветах американского флага вяжет кандалы для Европы. Художник нашел настолько емкий образ милитаристской Америки, что он стал символом США, как мирового жандарма, и актуален даже через полвека в наши дни. Политическая графика Виталия Горяева пронизана человечностью, она за все доброе против зла и войны, может быть поэтому его рисунки универсальны и внятны зрителю другой эпохи.
Но сам он больше любил изображать быт и нравы Страны Советов, и мало кто мог превзойти Виталия Горяева в умении с легкой иронией и бесконечной нежностью передать облик соотечественников. Как смешон его кляузник, вздернувший нос на комара, для обложки первого номера за 1963 год «Еще раз укусишь, буду жаловаться в ЦК!» Как нагло развалился сынок-бездельник в рисунке 1963 года «Мамообслуживание»! Но в творческом багаже Горяева-«крокодильца» много солнечных, совсем не критических рисунков, например, знаменитая обложка к № 12 за 1960 год «Прошу к столу», где сияющая весна приглашает на мирные переговоры СССР, США, Англию и Францию.
В 1960-е годы В.Н.Горяев перерос рамки журнальной графики и полностью отдался книжному иллюстрированию, где его ждал взлет к вершинам мирового графического искусства в сериях к «Идиоту» и «Подростку» Ф.М.Достоевского, к «Петербургским повестям» и «Мертвым душам» Н.В.Гоголя и школьному 2-томнику А.С.Пушкина. Виталий Николаевич в зрелые годы был мудрецом с чудесной доброй улыбкой. Он не был ни пророком, ни святым, ни юродивым – этими любимыми прототипами русской интеллигенции. Он был Мастером, за что бы он ни брался. В период подготовки выставки к 70-летию с дня рождения В.Н.Горяев писал в дневнике за 1979 год: «Пятьдесят лет работы – это полвека жизни всего, что тебя окружает. Движение этой жизни и переменчивость ее привлекательна и самим запечатленным фактом, и способом изображения как следа этого движения. Может быть поэтому само понимание искусства «в пути», в постоянной переменчивости и движении, где не перечислительная законченность играет роль, а наслоения переживаний делаются более значительными». И здесь же Виталий Николаевич приводит высказывание Александра Бенуа: «Надо делать как бы карикатуры на породу дерева. Карикатуру ели, Карикатуру березы, липы. Надо стараться добыть самую квинтэссенцию их формы, и тогда карикатура исчезает, возникает реализм».
Карикатуры Виталия Горяева – реализм в том высоком смысле слова, каков реализм Домье или Калло в изобразительном искусстве, реализм Салтыкова-Щедрина или Гоголя в литература. Художник называл свою графику для «Крокодила» и вообще жанровую графику «диалогами». Очень точное название. У Горяева-рисовальщика люди всегда в общении: между собой, с природой, с городом, но главным образом со зрителем, который вовлекается в творческий диалог. Виталий Николаевич говорил: «…чтобы дать зрителю и самому досочинять, если у него возникнет такая потребность».
В.Н.Горяев не опережал Время и не отставал от него. Он запечатлел свое Время с неиссякающей природной наблюдательностью и удивлением истинного Творца и неизменной точностью истинного Мастера. Может быть поэтому его сатирическая графика на сиюминутные сюжеты не умерла и даже не устарела. По ней можно не только изучать ХХ век с его пороками, надеждами и разочарованиями, но и узнавать самих себя, но и наслаждаться вечным совершенством настоящего искусства.

Наталья Аникина
Заслуженный деятель искусств РФ, Академик РАХ



Подробности

  • Начало: 16 марта 2017 г. в 16:00

Поделиться событием