Несущественное. Гариф Басыров (1944—2004)

13 апреля — 25 апреля 2017 г.
19:00

13 апреля 2017 года в «Открытом Клубе» откроется выставка серии произведений Гарифа Басырова «Несущественное». В 1990-е годы под впечатлением от поездки в Данию, где Басыров увидел знаменитые произведения абстракционистов, он вернулся в Москву и начал работать в нефигуративном ключе. Серия состоит из более чем полутора тысячи листов: абстрактные коллажи из обрывков старых писем и обёрточной бумаги, конвертов и типографского мусора. В своём последнем интервью Михаилу Лазареву Гариф Басыров сказал, что в «Несущественном» он пытался уйти от многозначительной интерпретации его произведений арт-критиками, от таких формулировок, как «социальные проблемы», «фантастический реализм», «атмосфера совковой жизни». В этой серии нет «ностальгии и любования тайными следами чьей-то жизни», есть только один интерес, важный для самого художника: «плоскость листа, композиция, ритм, цвет, взаимоотношения разных структур». Из этих опытов, «независимо от автора», как заметил сам Басыров, возникла письменность, некие иероглифы, родственные по своему значению знаменитой серии инкубусов. Археология «первобытных племен послеядерной эпохи» — часть мифологии «новой архаики» Басырова, существующей вне времени. Симптоматично, что объекты точно датируются автором, как бы подтверждая свою подлинную сущность: «артефакты, сделанные в следующем тысячелетии, найденные ещё позднее, но попавшие к нам сегодня».

Время и исторический контекст в искусстве Басырова — неоднозначная материя. В его произведениях, по словам жены художника Инны Литвин, воплотился «дух эпохи». Путь Гарифа Басырова держится в стороне от художественных групп и направлений. «Художник должен быть одинок» — кредо мастера. Тем не менее Басыров никогда не был оторван от творческих реалий окружающего мира: он жил искусством, которое питается впечатлениями и событиями вполне реального времени. О своем методе работы Гариф Басыров говорил: «Когда работаешь постоянно, а не урывками, новые идеи и увлечения приходят сами собой, без всякой натуги. […] Тренинг постоянной работы даёт свежий взгляд на самые обычные и, казалось бы, неинтересные для искусства вещи».
Мы приглашаем зрителей окунуться в абстрактный, но конкретный мир серии Гарифа Басырова «Несущественное», наполненный обычными, но и необычными вещами, мир простодушной правды, но и мистификации. Затем, отрешившись от метафизики, окиньте свежим взглядом все произведения и узрите искусство в чистом его проявлении — в ритме, цвете и взаимоотношении форм.