Цветение акварели. Артур Фонвизин (1883—1973) и Вера Яснопольская (1916—1996)

8 июня — 20 июня 2017 г.
19:00

В Открытом Клубе пройдет выставка Артура Фонвизина и его ученицы и главной последовательницы Веры Яснопольской. Экспозиция организована «Открытым клубом» совместно с галереей «Веллум» в рамках проекта «Цветение в акварели».

Техника «мокрой акварели» считается одной из самых стремительных в искусстве рисунка; именно ей часто пользовался при создании своих работ Артур Фонвизин –участник знаменитой «Голубой розы», «Бубнового валета» и «Мира искусств», открыл «новую акварель». Поэтические образы рождаются на листе в мерцающих тональных переливах, с тонкими переходами и свободным ритмом крупных цветовых пятен. Творчество этого художника старой школы с импрессионистической манерой письма в советское время замалчивалось.

Искусствовед Любовь Агафонова (галерея «Веллум») считает, что «Фонвизин развил идеи «наблюдательного ощущения голуборозовцев» уже много позже после выставки этого знаменитого объединения. Интуитивисты сформировали его пристрастия художника, а он, это «интуитивное», развивал в течение 20 века».

Коллекционер Вадим Гинзбург (клуб и галерея «Открытый Клуб») отмечает удивительное чувство ритма и цвета в произведениях мастера: «робкий и скромный Артур Фонвизин создавал яркие и смелые образы. Схватив в руку двадцать штук кистей, он выхватывал одну за другой, словно дирижер, управляющий оркестром соцветий».

Ученица Фонвизина Вера Яснопольская познакомилась с искусством Артура Фонвизина в 1950-е гг.. Художник бедствовал и не вписывался в рамки соцреализма, оставаясь русским модернистом и импрессионистом. Яснопольская была очарована стилем мастера и научилась у него технике «мокрой акварели». Уверенные мазки, нанесённые как бы на одном дыхании, должны были дать краске растечься по бумаге, оставляя белое пустое пространство листа. Такая техника не допускала переделок, и если работа не получалась с одного раза, то попросту выбрасывалась. Яснопольской была очень близка эта фонвизинская манера. Вера Леонидовна часто писала с натуры, интуитивно схватывая композицию и цветовую гамму, создавая колористически насыщенные, пронизанные музыкой натюрморты или портреты. Её работы отличаются нежностью цветовых переходов, умением передать скупыми средствами акварели тонкий мир чувств. Именно Яснопольскую считают наиболее серьёзным последователем Артура Фонвизина.