Авангард. XXI век. Александр Левицкий

Авангард. XXI век. Александр Левицкий

«Открытый клуб» представляет выставку работ Александра Левицкого.
Александр Романович Левицкий — российский художник, участник многочисленных выставок. Он занимается творчеством в чистом виде, искусством ради искусства. Соцветия, декоративность и сказочность Левицкого не вписываются в традиционное определение станковой живописи. Он не занимается иллюстрацией, не создаёт театральные костюмы, но все его произведения вдохновлены бытом — вещественным, иногда развлекательным, а иногда функциональным. Русский лубок, скоморохи, ярмарки, цирк и народная игрушка когда-то заинтересовали великих авангардистов: Наталью Гончарову, Михаила Ларионова, Василия Кандинского и других. Переосмысление русской массовой традиции стало основой новых изысканий в искусстве.
Александр Левицкий трактует народную культуру очень бережно и внимательно. В ярком калейдоскопе произведений появляются персонажи песен и легенд и диковинные звери. Он постоянно опирается на опыт своих знаменитых предшественников.

____


«Узорочье нарочитое» в графике Александра Левицкого

Александр Романович Левицкий создавал свою станковую графику для выставок.
Жаль, что не для детских книг.
Мир Левицкого ярок, красочен, декоративен, сказочен. Художник находит своё там, где есть движение, где можно раскрыть внутренние возможности персонажа не через психологию, а через внешние характеристики. Контур, пластика, зачастую чуть угловатая, и, конечно, цветовые сочетания, контрасты — вот отличительные особенности манеры Левицкого.
Однако его принцип работы никак нельзя объяснить одной лишь декоративностью или колористикой. Во всём этом есть нечто неуловимо детское, словно каждый лист специально предназначен для восприятия ребёнком. Красочный яркий мир графики Левицкого упорядочен в соответствии со вкусовыми принципами зрительной гармонии. Причиной всему образ, немногозначительный — да, однако многозначительность, ирония, подтексты представляют собой один, но не единственный способ изображения. Образ у Левицкого точный, чёткий, лаконичный по замыслу — но не по исполнению.
Танцоры на карнавале, показанные в прыжке, в полёте или в движении вверх, прочь с поверхности сцены. Русская народная игрушка, то статичная, а то вдруг стронувшаяся с места и пустившаяся в пляс: оживает глина, оживает дерево, любой народный материал. Сказочная птица, не то Сирин, не то Алконост — не всегда нужны тонкости мифологии, иногда хватает птицы с человеческим лицом. Нарядные, многоцветные, затейливо украшенные фоны, то имитирующие сценическое пространство, а то плоскостные, декоративные, узорные. Трёхголовый конь и девицы-красавицы в кокошниках. Знаменитая коза рогатая, а рядом с нею персонажи венецианского карнавала, и интернациональные клоуны, и русские скоморохи…
Национальная тема, сегодня звучащая одиозно, подаётся Левицким настолько тактично, насколько позволяет только культурно ориентированное творческое мышление. «Узорочье нарочитое», свойственное отечественной изобразительной традиции, у него возникает органично и современно, не как часть композиции, а скорее как повод к её созданию. Иногда российская и европейская изобразительные традиции совмещаются в одном рисунке, словно уравниваются для детского восприятия две ветви единого древа. Это мироощущение без разломов и трещин.
Ходовой композиционный приём Левицкого — зеркальная симметрия, чуть-чуть нарушенная в некоторых деталях (иногда это различие цветов, иногда — положений и ракурсов). Удивительным образом сдвиги подчёркивают стабильность изображения, внося в него элемент неожиданного, но не тревожного. Декоративно-плоскостный язык позволяет художнику активизировать воздействие колорита, всегда яркого и никогда не кичливого. Открытые локальные цвета чередуются со сложно-составленными, но контраст нигде не кричит, радуя и не травмируя. Тогда же, когда Левицкий выбирает не прямоугольный, а круглый формат, картинка не симметрична, но сама форма круга стабилизирует восприятие. Столь же часто на изображении — одиночная фигура «артиста», показанного с атрибутами своего праздничного ремесла: он вышагивает из красочного обрамления, делая изображение чуть более живым, чем позволяет декоративность.
Ах, если бы Левицкий был иллюстратором детских книг…

Вера Калмыкова



Подробности

  • Открытие: 23 июля 2020 г. в 16:00
  • Дни работы: 24 июля — 28 июля 2020 г.
  • Выходной: Cреда

Поделиться событием