Представители. Татьяна Файдыш

Представители. Татьяна Файдыш

Мир без гения

Учёные открыли, что человечество платит высокую цену за гениальность отдельных представителей.
Другие учёные открыли, что мы стремительно утрачиваем индивидуальность, за что человечеству в самом близком будущем предстоит заплатить высокую цену.
Куда ни кинь, всюду клин.
Татьяна Файдыш разделяет, кажется, пессимистический взгляд на современное человечество. Её серия «Представители» — галерея обезличенных (в буквальном смысле: без лиц) фигур, активно предающихся разнообразным занятиям. Это может быть игра в казино или концерт классической музыки, не важно. Занятие опознаётся; люди — нет. Птичка в клетке выглядит личностью, а её хозяева — не вполне («Двое с попугаем»).
В число представителей парадоксально попадают и близкие художницы, и — отстранённо, как модель, а не как мироощущение — она сама: «В гостях у Маши и Серёжи» — здесь и цветы, и арбуз исполнены, кажется, с большей индивидуализацией, чем хозяева и гости.
Стремление концептуализировать реальность, ставшее общим местом к концу XX в., и, как следствие, концептуализировать свой художественный мир, предпослав ему генеральную идею, присуще Татьяне Файдыш в той же степени, в какой и многим другим представителям современного искусства. Вопрос не в том, как она следует духу времени. Вопрос — что она ему противопоставляет.
И это оказывается не идея, не концепция, вообще не то, что можно объяснить, пересказать, использовав как заменитель художественного качества (увы, с таким искусством для эстетических диабетиков мы сталкиваемся чаще, чем хотелось бы). Это самые что ни на есть древние, исконные, банальные — да-да! — художественные средства: цвет, линия, композиция.
Палитра Татьяны Файдыш — отражение наших ежедневных эмоций. В ней нет — или мало — оттенков, хотя присутствует, к счастью, не только чёрное и белое. Но динамизм цветовых плоскостей и резких, однозначных ломаных линий, контрастные сочетания и отсутствие объёмов и теней, декоративность как приём, подчёркивающий невозможность психологического анализа, говорят сами за себя, и в этом — «эффект присутствия» автора, глубоко и болезненно переживающего мир.
Они всё-таки живы, эти «Представители».
Есть ли у них душа? Большой вопрос.
Но жизнь на полотнах есть точно.

Вера Калмыкова



Подробности

  • Открытие: 7 апреля 2016 г. в 16:00
  • Дни работы: 8 апреля — 19 апреля 2016 г.
  • Выходной: Cреда

Поделиться событием