Книга притчей Соломоновых. Юлий Перевезенцев

В «Открытом клубе» пройдет выставка «Книга притчей Соломона. Юлий Перевезенцев» — шестая экспозиция в рамках проекта «Точка отсчёта», курируемого Вадимом Гинзбургом и Верой Калмыковой. Задачей его стало создание уникальных малотиражных книг на основе визуального прочтения художниками избранных текстов Танаха, составляющего иудаистскую основу Ветхого Завета.
Притчи Соломона — это и поэзия, и дидактика: прекрасные литературные образы соседствуют в тексте с рассуждениями нравоучительного характера, высокими религиозными откровениями. Визуальный ряд Юлий Перевезенцев выполнил, показав человека в разных психологических и эмоциональных состояниях. Важно, что автор «Книги Притчей», иудейский царь Соломон, давший миру образец высокой философской прозы, показан именно как иудей, а не абстрактный «человек», как было в ранних работах Юлия Перевезенцева по другим книгам Ветхого Завета. Это делает изображения значительно более индивидуальными, а значит — и общечеловеческими: ведь «послание» от кого-то другого мы, существа конкретные, значительно лучше воспринимаем в конкретизированных, а не абстрактных формах.
На выставке будет представлен один экземпляр рукотворной «Книги притчей Соломоновых» с более чем 30 иллюстрациями в авторском дизайне, в исполнении Екатерины Барановой.




Царь и художник

Юлий Перевезенцев работал над визуальным рядом к «Притчам» около двух лет, и поиск ещё не закончен. Самой большой проблемой стали изобразительный язык и ключевой образ. Художник отказался от многих привычных приёмов. Обычному своему нагромождению многозначащих деталей он на этот раз предпочёл лаконизм и тонкие психологически-пластические ходы, превращающие ряд иллюстраций в своего рода мультфильм.
У Максима Горького есть чудесный рассказ (или очерк?) «Люди наедине сами с собой». Писатель не раз становился невольным свидетелем того, как вёл себя некто, порой великий, полагая, что его никто не видит. Среди тех, за кем довелось подсмотреть Горькому, оказались Чехов и Толстой. Вывод его таков: «Наблюдая, как ведет себя человек наедине сам с собою, я вижу его безумным — не находя другого слова».
Соломон на рисунках Перевезенцева — человек наедине с собой. Бесконечно мудрый, ибо ему удалось сформулировать правила человеческого поведения на все времена; и слегка сумасшедший, что видно в движениях, в мимике. Но ведь так и есть: раздумывая, мы не замечаем, как тело участвует в ходе мысли, как язык или пальцы помогают найти нужную формулировку, отточить нарождающийся пассаж… Соломон думает лицом и телом. Здесь он задумался: оттопырилась нижняя губа, а указующий перст, словно сам собой, поднялся кверху. В другом месте, грустно глядя с листа, он словно ищет подтверждения какой-то — кажется, печальной — догадке. Тут он пробует многострунную псалтирь, вероятно, отцовскую. Здесь убегает от стаи мыслей, склубившихся над головой, подобно хищным птицам… Голова его выворачивается к небу под невероятным для человека углом — но это видится правдоподобным, гротеск оказывается проводником реализма, иначе — как ещё покажешь процесс мышления, познания? И вечный посох при Соломоне превращает его из царя в отшельника, в бродячего философа, чуждого трону.
Изобразительный язык Перевезенцева и лаконичен, и одновременно избыточен. Не везде закончен силуэт, пейзажные или какие бы то ни было ещё фоны отсутствуют, нет деталей одежды или атрибутов царского звания. Всё это создаёт видимость минималистского подхода; но многоцветные штрихи и пятна, напротив, порождают ощущение полноты, переливающейся через край восприятия. Парадоксальный баланс на грани противоположностей держит нерв зрительного ряда. Мы оказываемся свидетелями того, как пишутся Притчи.
Собственно, так и должно быть — чтобы мудрость не устарела, она должна твориться здесь и сейчас.

Вера Калмыкова



Подробности

  • Открытие: 12 апреля 2018 г. в 19:00
  • Дни работы: 13 апреля — 24 апреля 2018 г.
  • Выходной: Cреда

Поделиться событием