Групповая выставка. Дом Наркомфина

Выставка московских художников. Будут представлены произведения, созданные на крыше одного из самых знаменитых зданий Москвы — Наркомфина, ставшего манифестом конструктивизма в архитектуре. В 2014 году «Дом будущего» стал оживать после многих лет запустения: здесь начали проводиться культурные мероприятия. Появилась возможность реализовать проектную программу. Культурная деятельность в стенах Наркомфина продолжалась недолго, один летний сезон. Тем летом Екатерина Прокошева и Александр Аневский пригласили несколько групп молодых художников на пленэр рисовать городской ландшафт на крышу Наркомфина.
Изобразительные задачи, которые ставили перед собой художники, определялись спецификой месторасположения. Панорама города с высокой линией горизонта расстилается, растягивается перед глазами. Нужно выбрать точку обзора, определить границы панорамы, её формат, расставить смысловые акценты.
Работы, различные по манере исполнения и формату, интересно разглядывать: от натурных зарисовок до холстов, вертикальные, горизонтальные, монохромные и контрастные, они дарят зрителю ощущение сопричастности и сопереживания моменту творчества. Мы словно сами сидим там, на этой исторической крыше, окруженные друзьями и единомышленниками. Сразу хочется взять в руки карандаш и бумагу, выйти на улицу, подняться на любую доступную крышу и начать рисовать.




Участники


Дмитрий Атаманов
Умит Бек
Ксения Бондаренкова
Наталья Гриценко
Светлана Дремова
Елена Дюпина
Вера Ельницкая
Ольга Кожевникова
Анастасия Моисеева
Василиса Пономарёва
Николай Прокофьев
Валентина Сергеева
Андрей Шилов




Как много в этом звуке…

Лето 2018 г. в «Открытом клубе» — силою вещей, а не согласно специальному замыслу кураторов, — богато на художественные выставки, посвящённые Москве. Конечно, неслучайно столько художников, совершенно разных и по стилю, и по артистическому темпераменту, обратились к этой теме: уж больно тревожит ситуация, скрытая за поновлённым и вычищенным фасадом благоустройства. Неслучайны, хотя и не вполне отрефлексированы, и интенции сотрудников клуба: наш ответ Чемберлену, точнее, не Чемберлену, конечно, а сами-знаете-кому…

Что можно противопоставить разрушению? Можно ли нанести ответный удар серости, бездумию, нагрянувшему хамству?.. История учит, что активное противодействие приводит только к ещё большим разрушениям. История учит также, что есть лишь один способ если не борьбы, то противостояния. И да, это создание художественного образа. Только он, эфемерный, хрупкий, ускользающий от прямых и однозначных интерпретаций, ненадёжный — нельзя ведь требовать, чтобы он возник здесь и сейчас, — изменчивый, ибо ни один из двух случайно взятых людей не воспринимает его одинаково, — может прояснить взгляд зрителя, породить в нём ощущение целостности мира, в реальности разнимаемого на части.

Выставка «Наркомфин» — довольно длинный ряд живописных и графических изображений, созданных «вокруг и около» знаменитого конструктивистского здания с очень непростой судьбой. Однако перипетии её остались в прямом смысле «за кадром»: тем художникам, которым посчастливилось участвовать в выставочном проекте, интересно сегодняшнее бытие здания, его роль и место, физическое и метафизическое, в городской среде. Часть работ сделана с крыши Наркомфина, другая часть показывает его в реальном ландшафте. Возможности сделать панораму с доминирующей вертикалью — Домом авиаторов на Кудринской площади — привлекла Веру Ельницкую, Умит Бек, Николая Прокофьева, Дмитрия Атаманова, Светлану Дремову. Разнообразие подходов лишний раз свидетельствует о неисчерпаемых возможностях фигуративной живописи. Так, атмосферные картины Ельницкой с их зыбкими контурами, сияющими мазками, пространственной глубиной соседствуют в экспозиции с тёмными, исполненными драматизма композициями Умит Бек, избравшей основной натурой Дом авиаторов с его объёмами, плоскостями и скульптурными деталями. Тонкая, на грани условности графика Прокофьева перекликается с реалистически подробным изображением, выполненным Дремовой, и конструктивистски монументальным пейзажем Атаманова.

Крыша самого здания стала объектом изображения для Ксении Бондаренковой и того же Прокофьева. Техническое оснащение дома, все эти кубы, параллелепипеды, сложные объёмы иных конфигураций, восходящие, конечно, к средневековым печным трубам, неоднократно воспетым множеством художников, порождают свою поэзию форм и дают возможность построения графических изображений самого что ни на есть урбанистического толка. «Всесильный бог деталей» живёт не только внутри, но и снаружи здания XX–XXI вв.; видит его всякий, но особую эстетику дано воспринять далеко не каждому, и можно сказать об удачах Бондаренковой и Прокофьева.

Построенный в 1930 г. дом Наркомфина по самой своей сути требовал отражения с помощью эстетики, конгениальной его эпохе; с этой задачей справилась Анастасия Моисеева, исполнившая образ здания в духе московской живописи тридцатых годов. На память приходит ранняя живопись Евы Левиной-Розенгольц, которую почему-то до обидного редко упоминают в этом контексте. И вновь «странное сближение» — тяготеющая к наивной живописи работа Василисы Пономарёвой, удивительным образом не диссонирующая с «другой» творческой манерой, и графический лист Валентины Сергеевой, соединившей в образе дома наивный и минималистический подход.

Вообще искусством прошлых десятилетий веет почти от каждой работы, показанной на выставке. Кажется, мы постепенно отходим от оголтелого новаторства 1990-х гг., когда художники уходили в абстракцию, а, например, поэты — в верлибр; постепенно возвращается понимание красоты и пластики, свойственных чёткой форме и добросовестной школе; панорамы, исполненные Атамановым, Натальей Гриценко и Ольгой Кожевниковой, свидетельствуют, что интерес к натуре кроется в самой природе вещей, и не следует навязывать самому себе следование модным веяниям только из коммерческих или карьерных соображений. Личное переживание времени дня, световых и цветовых особенностей города, пространственных эффектов отличает Гриценко и Кожевникову, но никаким образом не делает их работы дублирующими друг друга.

Участников проекта объединяет только одно — любовь к Москве, привязанность к городским мотивам, умение перевести специфический городской мелос на визуальный язык. В остальном же перед нами художники разных школ и традиций. Это выпускники училища 1905 года Анастасия Моисеева, Николай Прокофьев, Валентина Сергеева, Дмитрий Атаманов, Ксения Бондаренкова, Елена Дюпина, Василиса Пономарёва, ученики Дмитрия Горелышева в «Простой школе» Гриценко, Дремова и Кожевникова, участники группы «Box» Умит Бек, Ельницкая и Андрей Шилов. Все художники связаны скорее как друзья по рисованию, нежели как члены некоего кружка, если не брать за идейную основу те самые качества. о которых сказано чуть выше: любовь к городу, внимание к натуре.
И, конечно, желание мастерства.

Вера Калмыкова



Подробности

  • Открытие: 16 августа 2018 г. в 19:00
  • Дни работы: 17 августа — 21 августа 2018 г.
  • Выходной: Cреда

Поделиться событием