Модели Ива Кляйна. Гурген Петросян

В «Открытом клубе» состоится выставка молодого скульптора Гургена Петросяна. Художник давно завоевал сердца зрителей и пользуется популярностью как в России, так и за рубежом. В рамках экспозиции в «Открытом клубе» будет представлен проект «Модели Ива Кляйна». Как пишет искусствовед Ульяна Доброва: «В этом проекте Гурген решился на радикальный шаг — объявить себя феминистом и глубоко погрузиться в проблематику». Женское остросоциальное искусство интересует Гургена достаточно давно: произведения «Дорифор» и «Давид» перекликаются с творениями британской художницы Дженни Савиль.
Ив Кляйн использовал женское тело в своем знаменитом перформансе «Антропометрия»; обнажённые женщины обмазывались краской International Klein Blue и прижимались к холсту, создавая, таким образом, произведение искусства. Гурген Петросян в своих скульптурах предлагает взглянуть на холст с другой стороны, словно через поверхность стекла. Зритель становится свидетелем сокровенных переживаний этих женщин; лица и жесты пугающе реалистичны, они свидетельствуют о гендерном насилии и объективизации женского тела. Скульптуры, по выражению Ульяны Добровой, олицетворяют собой, «ультрасовременную горгулью совести».

—-

В творческом пути молодого скульптора Гургена Петросяна можно провести четкую разделительную черту. Как только он закончил попытки следовать замшелой идее позднесоветского модернизма «сказать свое слово» в искусстве, и обратился к мировому наследию, художник сформулировал направление своего творческого метода. На фоне ученического академизма и вялого сюрреализма в скульптуре новой России, постмодернистские цитаты из Альберто Джакометти и Люсьена Фрейда в творчестве Гургена отразили первые шаги в сторону современной художественной практики.
Использование культурных кодов и визуальных образов характерно для искусства нонконформизма. Однако если в цитировании Джакометти Леонид Соков осуществлял программную практику соцарта, то цитирование Гургеном того же Джакометти правильно рассматривать как пластический оммаж художникам, которые оказали на него влияние. Здесь речь идет о вживании в образ признанного мастера, мэтра, освоение его практики и пластического языка, подобно практике погружения в исторический контекст и понимания скрытого мотива, о котором писали историки школы «Анналов».
В проекте «Модели Ива Кляйна» Гурген решился на радикальный шаг: объявить себя феминистом и глубоко погрузиться в проблематику. Это не первый опыт взаимодействия с женским остросоциальным искусством. В работах последних лет художник ссылается на одну из коммерчески успешных британских художниц, высказывающихся в русле феминистской критики — Дженни Савиль. Скульптор настаивает на цитации именно этого автора в таких работах, как «Дорифор» и «Давид».
В основе проекта «Модели Ива Кляйна» лежит феминистский миф о насилии над моделями, которых Кляйн подвергал объективации и физическому насилию, используя их тела в своем знаменитом проекте «Антропометрия». И несмотря на то, что видео, документирующие перформансы Кляйна, свидетельствуют об обратном, скульптора волнуют внутренние ощущения женщин. Художник предлагает нам взгляд с другой стороны холста И. Кляйна. Внутренний протест отражен в лицах и позах, прижатых к холсту, как к стеклянной стене, женских тел. Высокий профессионализм Гургена Петросяна позволяет художнику достичь живой экспрессии, с фотографической точностью передать болевой эффект. Даже незавершенные, в скульптурном пластилине или глине и существующие на стадии наброска, «Модели Ива Кляйна» производят амбивалетное впечатление и способны задеть как феминистов, так и консерваторов. Гурген планирует усилить визуальный эффект и выполнить скульптуры в пластике запатентованного цвета IKB, тем самым превратив «Модели Кляйна» в ультрасовременную гаргулью совести или, быть может, аллегорию гендерного насилия.

Ульяна Доброва, искусствовед



Подробности

  • Открытие: 14 февраля 2019 г. в 19:00
  • Дни работы: 15 февраля — 26 февраля 2019 г.
  • Выходной: Cреда

Поделиться событием