Жизнь гобелена. Групповая выставка.

Жизнь гобелена. Групповая выставка.

Выставка современного гобелена в стенах «Открытого клуба» собрала ярких российских художников, работающих в технике ткачества. Альбина Воронкова, Александр Гораздин, Алла Елфимова, Андрей Мадекин, Евгения Немировская, Елена Нефёдова, Вячеслав Павлов, Марина Русанова, Алла Шмакова — работы этих мастеров находятся в российских и зарубежных собраниях, они активно участвуют в выставках МОСХа и других музейных и галерейных институций.

В России судьба гобелена связана с именем Петра I: именно он пригласил специалистов-ткачей из Франции, где процветала знаменитая мануфактура Gobelins, и основал производство в Санкт-Петербурге. Новый виток ткачества пришёлся на советскую эпоху — тогда этот вид прикладного искусства снова становится очень популярным, и интерес к нему не увядает по сей день.

Современные мастера много экспериментируют с фактурой, сюжетом, обращаются к интеллектуальному и эмоциональному опыту зрителя. Натюрморт, выполненный с чутким вниманием к деталям, напоминает голландский, живописные виды с уходящими в бесконечность вершинами гор — прямые потомки немецкого романтического пейзажа, а вид лесной чащи, населённой изысканными кавалерами и дамами, перекликается с западноевропейскими средневековыми шпалерами.

Экспозиция тканого мастерства в «Открытом клубе» демонстрирует, насколько условно декоративная и ограниченная в приёмах техника может быть гибкой в колорите, разнообразной в композиции и послушно следовать замыслу художника.


Участники:

Альбина Воронкова
Александр Гораздин
Алла Елфимова
Андрей Мадекин
Евгения Немировская
Елена Нефёдова
Вячеслав Павлов
Марина Русанова
Алла Шмакова




Жизнь гобелена, искусства с многовековой историей, наполненной ценностями разных культур, впитавшей в себя новые достижения искусства разных жанров и направлений ушедших эпох, в наши дни также разнообразна и изменчива. Но всегда эта жизнь стремилась к гармонии с окружающим пространством, что неизменно являлось основной сутью этого монументального жанра изобразительного искусства. Гобелены живут в пространстве как свидетели времени и
культуры. Особенности их жизни это – органичность и гармония существования в архитектурной среде. Они - декоративная доминанта архитектурного пространства. Тёплая, рукотворная поверхность, пространственные построения, цветовые решения придают интерьеру
неповторимый эмоциональный накал, столь необходимый для жизни человека разумного. Так было и, надо надеяться, будет всегда, пока существует материальный мир. В этом смысле у жизни гобелена есть будущее, несмотря на иногда раздающиеся неутешительные прогнозы. Жизнь гобелена, как и любого другого вида искусства, будет развиваться, приобретёт, сохранив классические формы, новые решения, новые содержания, отвечающие реалиям сегодняшнего дня.

Другая сторона жизни гобелена – жизнь в пространствах залов галерей и музеев на проводимых там выставках. Эта жизнь не столь протяжённая по времени, но, может быть, очень значимая, важная как для зрителя, так и для художника. На выставке зритель один на один встречается с произведением, на выставке мы имеем возможность сравнить разные творческие манеры, разные решения. Посмотреть работы, уже когда-то виденные, близкие по собственным пристрастиям, удивиться ещё не виденным. Выставки - необходимый элемент развития творчества художника. Выставка - своего рода соревнование творческих кредо, где нет победителей и побеждённых, где каждый художник имеет право голоса и найдёт своего зрителя.
В настоящее время потерявшее было прежнюю активность искусство гобелена возвращает свои позиции. Его жизнь наполняется произведениями не только уже известных авторов, но и молодых, пока может быть ещё робких, несовершенных по форме работ, но несомненно отмеченных интересом, а потому внушающих определенный оптимизм будущей жизни гобелена.

Авторы, работы которых представлены на выставке - известные художники московской школы. Каждый из них, участник многих выставок в России и за рубежом. Их работы всегда узнаваемы, у
каждого своя тема, свой неповторимый творческий почерк, а значит и свой духовный мир, которым они щедро делятся со зрителями.
Этот духовный мир многолик, как и материальный мир окружающий нас. Соединившись вместе, они наполняют богатством наше бытие.
Всех художников объединяет профессионализм высокого уровня во всех его проявлениях. Их творчество сформировалось в те годы, когда гобелен был в самом расцвете своего величия. Они не изменили своей любви к этому искусству и своим творчеством, каждой новой работой они доказывают, что гобелен жив, жизнеспособен, что он по-прежнему не потерял эмоциональную и интеллектуальную ценность.
На выставке представлены произведения камерные, небольшого размера. Или даже почти миниатюры. Но это никак не умаляет их ценности. Происходит это, наверное, потому, что создание гобелена - сложный процесс, включающий в себя несколько этапов. Изначально
заложенный в проекте-эскизе образ дополняется, конкретизируется при создании картона, а затем и в процессе воплощения в материале, в ежедневном процессе ткачества. И каждая проложенная на своё место нить несет в себе молекулу души творца, трепет переживаний,
подчас и незаметных для самого художника. Так нить за нитью ткётся полотно души творца, каждой работой оборачиваясь для зрителя новыми гранями сопереживания прекрасного.

Выставочные залы галереи объединили творчество восьми художников. Алла Шмакова и Альбина Воронкова - представители той плеяды художников, которую теперь уже смело можно назвать классиками искусства гобелена. Приверженцы классического подхода
как в тематике и композиционных решениях, так и в технике шпалерного ткачества. Много и успешно работая в монументальных формах, они сохранили ту же приверженность и в работах
небольшого формата. Стройность, ясность композиционного строя и изысканная виртуозность исполнения говорит о высоком уровне их творчества.

Импрессионистичность, этюдная непосредственность, сиюминутная эмоция, умноженная на высокое мастерство ткача, энциклопедическое знание секретов древнего ремесла и страсть художника воплотились в небольших гобеленах Александра Гораздина.

Андрей Мадекин, хорошо известный многим знатокам искусства гобелена представил на выставке работы, не выходящие из русла своего творчества. Но и в небольших размерах его работы
отличаются авторским почерком трактовки образов.

Другой почерк и темы у художника Марины Русановой. На протяжении уже нескольких лет она успешно работает над воплощением образов народной картинки-лубка. При этом в её гобеленах органично соседствуют наивность народного искусства и классические традиции гобеленового ткачества.

В изысканной манере выполнены работы Елены Нефёдовой. Тонкая графика соединилась в них со стройностью монументальных композиционных решений.

Работы другого художника - Аллы Елфимовой наряду с перечисленными достоинствами отличаются тончайшей цветовой гаммой с акварельными размывками цвета и лирическим воплощением сложных философских и библейских мотивов.

Подчёркнутая декоративность натюрмортных композиций, монументальный ритм цветовых и тональных отношений, ясность и чёткость рисунка отличают гобелены Евгении Немировской.

Очередная выставка произведений художников, посвятивших своё творчество одному из интереснейших и многогранных искусств, названная кураторами и участниками «Жизнь гобелена» —свидетельствует о дальнейшем развитии и росте интереса к этому поистине величественному искусству. Есть большие надежды, что гобелен вернётся на принадлежащее ему по праву место в архитектурных пространствах и снова займёт лидирующие позиции в формировании эмоциональной среды.

Сергей Гавин



Подробности

  • Открытие: 24 декабря 2020 г. в 16:00
  • Дни работы: 25 декабря 2020 г. — 12 января 2021 г.
  • Выходной: Cреда

Поделиться событием