Рисунки на столе. Книжная графика Дмитрия Иконникова (1952—2019)

Рисунки на столе. Книжная графика Дмитрия Иконникова (1952—2019)

«Открытый клуб» представляет персональную выставку произведений московского художника Дмитрия Иконникова. Широко известный станковыми работами, автор предстанет перед зрителем с неожиданной стороны: концепция выставки в «Открытом клубе» выстраивается вокруг проявления его таланта как мастера книги.

Созданные в 1990-х годах, иллюстрации Дмитрия Иконникова экспонируются впервые. В них мы встречаем того же мастера, но подчинившего свой авторский подчерк настроению и специфике литературного произведения. В экспозицию вошли иллюстрации к повестям и рассказам Василия Шукшина, сказке «Чугунная бабушка» Павла Бажова, русской народной сказке «Не любо — не слушай», а также работы к «Джельсомино в Стране лжецов» Джанни Родари.

Каждая серия уникальна. В персонажах, созданных Дмитрием Иконниковым для сборника повестей и рассказов, много горькой иронии, свойственной литературным произведениям Василия Шукшина. С ними эффектно контрастирует образ «Джельсомино в Стране лжецов» — цветной, яркий, с детально проработанными характерными персонажами, острой, хлёсткой графикой. Совсем иными предстают перед нами герои «Чугунной бабушки»: пластика их движений и моделировка формы создают архаичный, монументальный образ. А фантасмагоричность и лёгкий сюрреализм в иллюстрациях к сказке «Не любо не слушай» отражают вневременной и мрачноватый юмор, характерный для народных сказок.

Помимо книжной графики, «Открытый клуб» покажет работы, созданные до 2000-х годов — до периода создания наиболее известных серий «Санкт-Петербург», «Париж», «Жизнь на 9-м этаже» и других. В более ранних работах мы можем проследить эволюцию творческого метода художника, глубже понять природу его произведений.



Стена стола, стол стены

…И несмотря на реальные обстоятельства, мы продолжаем надеяться, что безупречное владение художественным материалом останется необходимым условием того, что некто будет именовать себя художником.
Кто такие эти мы, не стоит сейчас выяснять. Желающие сами себя причислят.
Гораздо интереснее другое: даже мы не всегда помним, что художество — art — это артистическое занятие.
Живописец и график в идеале — артист.
Что, в свою очередь, предполагает пластичность психики, подвижность действующего сознания, творческую способность переходить с регистра на регистр в зависимости от поставленной задачи.
Дмитрий Евгеньевич Иконников (1952—2019) выступал как станковый график и как книжный иллюстратор. И для каждой из этих областей деятельности он разработал два различных художественных языка. Их было бы интересно сопоставить, но пока обозначим, робким пунктиром, черту, бросающуюся в глаза.
Как станковист Иконников — мастер художественного пространства. Что бы он ни изображал, события происходят где-нибудь, и это порой очень условно трактованное где-то оказывается едва ли не персонажем на его работах.
Как иллюстратор Иконников шёл от характера, действующего внутри литературного сюжета, в его заданных рамках. И на основе характера создавал ситуацию, порой гротескную, порой драматическую. На листе к «Чугунной бабушке» П. Бажова напряжение создаётся взглядом мастера, исподлобья глядящего на сотоварищей. Сказка Дж. Родари «Джельсомино в Стране лжецов», на какую картинку ни посмотри, оживает благодаря настроениям каждого персонажа, вне зависимости от его положительности или отрицательности. Иконников не создавал зрительного повторения словесного рассказа, он выстраивал своё, если угодно, визуальное повествование от одного взгляда к другому. Благодаря этому создавалось силовое поле произведения, слово, продолжаясь в изображении, получало визуальные значения: так в букваре к «А» прилагается арбуз, а к «Б» — ботинок.
В основе этого приёма лежало, как кажется, глубокое понимание вертикали и горизонтали. Станковую графику рассматривают на стене в выставочном зале или на мольберте в мастерской. Иллюстрацию рассматривают, держа книгу в руках: она лежит перед читателем на столе или на коленях.
Вот отсюда и название выставки: «Рисунки на столе».
Стену хочется с-двинуть или раз-двинуть. Есть люди, которых радует голая стена: лет двадцать назад так понимали минимализм. Происходила визуальная пастеризация сознания.
Однако неистовая постеризация, от слова «постер», явилась почти мгновенным ответом. Оказалось, что даже светлая стена не вполне способна радовать.
А стол — та плоскость, на которой мы творим смыслы. Или получаем их — например, из книг.
Выставка книжных иллюстраций Иконникова подарит им новое бытие, проверив их пространственностью, а не простланностью. Сотня-другая зрительских взглядов оставят на работах незримые следы.
В них будут всмотрены возможности станкового бытия.

Вера Калмыкова




Подробности

  • Открытие: 11 февраля 2021 г. в 16:00
  • Дни работы: 12 февраля — 22 февраля 2021 г.
  • Выходной: Cреда

Поделиться событием