Происхождение искусства. Происхождение языка: «музыкальная» теория. Синкретизм. Первобытное искусство: на наскальной живописи к скульптуре Киклад. Попытка реконструкции значений. Искусство ли это?
И снова: искусство ли это? Кому предназначалось искусство Египта: мёртвых или живым? Почему в Древнем Египте не было демонов? Погребальные обряды в Междуречье: не выходя из дому. Уши Гудеа: «Я весь превратился в слух». Души и духи в Вавилоне. Как Гильгамеш добрался до Ноя.
«Античность» — понятие широкое и многообразное. Античность неоднородна, многозначна, неожиданна. Главное, что объединяет столь разные периоды — культ прекрасного человеческого тела и принцип калокагатии
Первые века христианства. Катакомбы. Восточная и Западная церковь: два типа образного мышления —окно и объём. Паломничество и созерцание. Храм, мир, тело.
Становление индивидуального сознания. Два пути развития искусства: условность и реализм. Два типа образного мышления: романика и готика.
Искусство Нидерландов (XV в.) и Голландии (XVI в.): преемственность или разрыв? От лица к предметному миру через «мой мир» и символ. Портрет, натюрморт.
Искусство Италии XIV–XVI вв.: от плоскости к перспективе. Альберти. Флоренция. Как и почему Италия колонизировала Европу.
Судьбы портретного жанра. История зеркала. Остаться в вечности, чтобы улизнуть от мира. Модель — заказчик — зритель.
XIX век: ориентализм и салонное искусство. Назарейцы и прерафаэлиты: бунт против «искусства для всех».
Линия, образ, знак. Дизайн. Массовая элитарность