Книга Бытия. Лев Табенкин

14 февраля
Изображение позиции: Книга Бытия. Лев Табенкин

Это было в начале девяностых. Перестройка в самом разгаре, общество политизировано – казалось, из каждой щели – разговоры о политике… И мне в руки случайно попала маленькая газета «Московский художник», где я увидел чёрно-белую репродукцию неизвестного мне художника Льва Табенкина. Картина называлась «Мальчик с птицей»… От газетной репродукции вдруг повеяло чем-то вневременным, чем-то вечным… Казалось, что этот мальчик спрашивает нас, тогдашних, словами Бориса Леонидовича Пастернака – «Какое, милые, у нас тысячелетье на дворе» … Словно говоря, что нужно осмысливать себя в не проекции сегодняшнего дня, а в понятии вечности, где совсем другие ценности.

Прошло много лет, я почти забыл фамилию художника, но образ той картины продолжал жить во мне. И вот произошла новая встреча с Табенкиным на выставке современной живописи в ЦДХ в 2009-м году… Переходя из зала в зал, рассматривая сотни и сотни картин, я думал, что пройдёт лет 20, – и из этих картин останутся 10-15… Пройдёт ещё 30 – и останется – 5-6… А через сто лет – останется одна… Вечность не смотрит на звания и регалии художников, вечность оценивает только талант и труд… Мне очень хотелось найти ту одну – из многих сотен… И вдруг что-то случилось – я не видел, да это было и не важно. И вдруг что-то случилось – я остановился перед небольшой работой. Имени художника я не видел, да это было и не важно. Я увидел танец, вернее почти языческую пляску каких-то безудержных невест… всё поразило меня в них… Сжатая до предела экспрессия, женственность, страсть, тайна, эротизм, мифологичность… Так могли плясать в хороводе жёны древних греков, радуясь возвращению мужей, древнееврейские невесты, украсившиеся себя цветами обетованной земли, древнеславянские дщери на празднике Ивана Купалы, советские колхозницы на празднике урожая… Неслучайно земля под их крепкими ногами покрыта ковром цветов, как земля в райском саду, как луга и поля… А вместе с этими молодыми женщинами кружат сказочные птицы, вскидывая крылья, как руки в неб… Кажется, что танцовщицы сейчас выскочат за край холста, а птицы порвут пространство – сколько энергии и скрытой силы, сколько любви и тайны! А в центре – девушка в красном платье, с широкими, необхватными бёдрами…

Это красное платье как манок приковывает взгляд, словно втаскивает вас в это действие, и зритель – уже и не зритель, а соучастник… И всё это сотворил Лев Табенкин.

Я выбрал свою картину, ту, которая на мой взгляд, останется и через сто лет – «Летний день»…

Я стал интересоваться творчеством Табенкина и попал на его выставку в галерее «Веллум» в 2012-м. И эта третья встреча ещё больше убедила меня в огромном таланте истинного художника. Пожалуй, я бы мог рассуждать о каждой из работ Табенкина, но длякраткости остановлюсь только на двух картиных: «Чудесный улов» и «На пляже».

Конечно, можно долго говорить о скрытой мощи рыбаков в «Чудесном улове», но здесь важно другое. Важно то, что эти рыбаки– те новозаветные Пётр и Андрей, которых Христос позвал ловить души людей… А в сети не водяные чудовища, а наши уродливые души. Конечно же, художник – в этих грубых не красивых рыбаках (как любой большой художник) рисует себя самого, потому, что и он призван спасать души – в этом его дар. А тёмная вода – это бездонная пучина обыденности и пошлости… Это полотно – нелицеприятное зеркало человеческого нутра.

«На пляже» – мать и дочь, в образе матери угадываются черты другой женщины, из картины «Изгнание из рая», где Ева и Адам везут на тележке пожитки… Но здесь уже иная Ева… Эта Ева на торжище жизни вывела свою юную дочь, конечно же, для выгодной продажи. Эта опытная Ева располагается на золотом песке к зрителю спиной, выставляя толстый рубцеватый зад, показывая, что этим местом она крепко сидит на земле и именно этим местом всего добилась под солнцем… На толстом бедре – две уродливые птицы, как химеры. На ухоженной головке –красная шляпа, как знак особой избранности (Вспомните из «Гадкого утёнка» Андерсена – на птичьем дворе испанскую самодовольную утку с синей ленточкой на лапе!) Рядом с матерью, открытым девичьим тёмным лоном к зрителям, сидит молодая, но такая же толстозадая девушка… У неё пышная копна волос, глаза полные ожидания и обмана. Она держит на руках голубоватую птицу. Но это особая птица, у неё – хищный клюв и хищный нрав. Эта птица – привыкшая убивать, а не петь райским голосом… В руке у девушки, над раскрытым лоном, красная лапа этой голубой птицы, красная – как первая кровь созревшей молодой женщины… Всё символично в картине, всё наполнено смыслом и размышлением художника о человеческой природе. Но и сколько в ней любви, сколько тепла, тайны, эротизма…

Как истинный художник – Лев Табенкин мыслит образами, каждая его работа – даже не рассказ, а большой роман, в котором прослеживается история жизни, история религии, веры, история любви и страдания, а, значит, наша с вами история – от сотворения – до сегодняшнего дня… И в этом сила Табенкина.

Не знаю как вы, но я живу во времена Льва Табенкина.

С поклоном Поэт Александр МАКАРОВ-ВЕК