Открытие выставки Николая Кузьмина «Известный и неизвестный»

Народный художник РСФСР, член-корреспондент Академии Художеств СССР, известен как иллюстратор классический произведений русских и зарубежных писателей 19 – начала 20 века, мастер тонкого филигранного рисунка. Но Кузьмин ещё, как сказал о нём К. Чуковский: «самый литературный из всех наших графиков», поэтому его иллюстрации всегда живы и непринуждённы. Листая книги, оформленные Н.В. Кузьминым, у читателя всегда создаётся впечатление, что художник, так глубоко проникший в суть произведения, не мог не быть современником автора.

В 1909 г. девятнадцатилетний самоучка из провинции осмелился послать свои рисунки – подражание модному тогда англичанину О. Бердслею – в изысканный журнал московских симво-листов «Весы». Рисунки понравились В. Я. Брюсову, и их напечатали. Печатал виньетки Кузьмина и чопорный петербургский «Аполлон». Потом всё-таки начинающему художнику пришлось учиться всерьёз: у И. Я. Билибина в рисовальной школе при ОПХ (1912-14), у П. А. Шилинговского в Петроградском Вхутеине (1922-24). Восемь лет с 1914 по 1922 Кузьмин провёл на военной службе, командовал сапёрной ротой, служил дивизионным инженером.

В 1924 году Кузьмин Н. В. перебирается в Москву, где начинает работать в редакциях газет: «Гудок», «Рабочая газета».

В конце 1920-х гг. в Москве, в «Доме печати», сформировалась группа молодых художников, объединенных тягой к живому, быстрому, мгновенно откликающемуся на впечатления жизни рисованию. Кузьмин был одним из организаторов этой выставочной группы, получившей название – «Группа 13». «Рисовать без поправок, без ретуши. Чтоб в работе рисовальщика, как и в работе акробата, чувствовался темп!» - пояснил художник. С уличных зарисовок эта лёгкая манера была перенесена в книги. В «Евгении Онегине» А. С. Пушкина (1933) Кузьмин сотнями беглых рисунков иллюстрировал не столько сюжет, сколько авторские отступления, на лету брошенные мысли поэта, его лирические состояния, заставляя читателя совершенно по-новому воспринимать знакомый роман.

Этот стиль он сохранил и в поздних своих работах, в них всегда проявляется ироничность, тонкая связь с духом и текстом иллюстрируемого произведения, а не с одними лишь подробностями сюжета. Он с удовольствием брался за книги, невозможные для буквального иллюстрирования. В 1950-х гг. его рисунки как бы заново открыли для читателей рассказ Н. С. Лескова о тульском Левше. В 1957 г. он иллюстрирует «Графа Нулина» А. С. Пушкина, затем были «Записки сумасшедшего» Н. В. Гоголя (1958), «Козьма Прутков» (1965), «Малолетний Витушишников» Ю. Тынянова (1966), «Эпиграммы» А. С. Пушкина (1979) и многое другое. Несколько иллюстраций к перечисленным книгам представлены на нашей выставке.

Но кроме книжных иллюстраций, которые известны почитателям таланта художника и экспонировались многократно на различных выставках, мы представляем большой раздел станковой графики: пейзажи, букеты, «НЮ», абстрактные композиции – выполненные в технике акваре-ли и гуаши. Они в большинстве своём никогда не выставлялись и неизвестны специалистам и широкой публике. Особый интерес к этой технике появился у Кузьмина после начала работы во ВХУТЕИНе в 1930 году, где он вместе с К.Н. Истоминым преподавал акварель.

Многие из представленных работ написаны Николай Васильевичем на дачах, в Подмосковье, на которых Кузьмин и Маврина проводили каждое лето, начиная с 1933 года. Темы дачных работ этого периода – букеты. Читая дневники Т. Мавриной и Н. Кузьмина можно сделать вывод о неком соревновании художников. Вот записи из дневников Т. Мавриной: «К. написал бело-голубой букет, я исключительной красоты картинку с тучей и бабочками»; «К. написал букет. Он хорош. К. увлёкся и написал ещё два»; «Мальвы. К. делает ерунду, подражая японцам. Я назвала его «творушка». А вот записи из дневников Н.Кузьмина: «Т. писала ромашки, ничего не вышло. Я сперва сделал букет на красном фоне. Потом этот же букет в стиле раннего футуризма. Т. очень нравится, мне тоже. Я гордый».

Показанные на выставке обнажённые Н. Кузьмина выполнены или пером, лёгким набросочным рисунком с подцветкой или, акварелью и темперой, со слегка намеченной светотенью и цветным фоном. Вспоминая работы Т. Мавриной этой же тематики, понимаешь отличие её мастерства: кажущийся небрежным её виртуозный рисунок, идущий от избытка умения, дающего право на дерзость, и, конечно, колористическое многообразие, гармония цвета, которая никогда не превращается в пестроту.

Выставляемые здесь пейзажи Кузьмина различаются по техники исполнения. Более ранние, 30-х годов, живые и импрессионистические, и поздние, 50-х годов, более реалистические и академические. Но везде мы видим красоту природы и присутствие дыхания времени. А московские пейзажи дают нам представление о том периоде нашей истории, когда урбанизация и автомобили ещё не вытеснили человека из городской среды и не сделали его узником каменных джунглей.

Работы Н. В. Кузьмина представленные на этой выставке открывают новые грани его творческого наследия.


А. Г. Шелудченко
18 февраля 2013 г.



Подробности

  • Начало: 14 марта 2013 г. в 19:00

Поделиться событием