Перекрёстный взгляд. Анастасия Русса, Мария Смольянинова

Перекрёстный взгляд. Анастасия Русса, Мария Смольянинова

Нотная запись

Обе героини нынешней выставки закончили МГАХИ им. В. И. Сурикова, у каждой у них был свой путь в графике к сложным печатным техникам. Анастасию Руссу зрители галереи «ОК» уже знают по её неистовым живописным работам, а Мария Смольянинова выставляется в этом пространстве впервые.

Хотя техники исполнения во многом роднятся, авторы пользуются совершенно разными выразительными средствами: серии листов Марии Смольяниновой осознано лишены цвета, а Анастасия Русса пользуется всеми возможностями открытого цветового пятна.
Обе художницы в некоторых своих гравюрах обратились к теме воды, но если у Марии это прохладные каналы Петербурга, где отражаются регулярные фасады домов, то у Анастасии — доисторические бурные воды мутной и мощной реки.

Мария Смольянинова — живописец по призванию, во всяком случае, в этом её всегда убеждали учителя Московского художественного лицея. Но Мария решила пойти ва-банк и выучить ещё один «язык» изобразительного искусства — поступила в мастерскую станковой графики, о чем теперь совершенно не жалеет не только она, но и ее учителя.

Серия работ под общим названием «Музыка Петербурга» (2012-2013) — это диалог с любимым городом длиной в несколько лет, завершением которого стала дипломная работа в институте. Ей предшествовали серии офортов и эскизов, на которых запечатлены пригородные электрички, решетки каналов, влажные после дождя палубы прогулочных катеров, вездесущие чайки Петербурга.
Радикальный отказ от столь любимого цвета внезапно обнажил суховатый арсенал выразительных средств офорта. Опыт, привнесенный из живописи, позволяет Марии Смольяниновой смягчить эту «сухость» — художница часто пользуется эффектами акватинты и техникой «затяжки», добавляя их к «сухой игле».
Автор решает в работах, в первую очередь, формальные задачи соотношения различных элементов — где-то это ритм линий, где-то — зыбкий баланс белых пятен на темном монохромном листе, где-то — выразительная фактура бумаги из-за разной глубины протравки.
Художница делает каждый оттиск уникальным: ее листы — всегда авторская печать со множеством секретов, которыми Мария не готова делиться со зрителем. Мы видим только результат многотрудной работы, начинающейся с композиции и заканчивающейся экспериментами на печатном станке.
Ранние работы из этого цикла («Музыка Московского вокзала») — словно нотная запись, составленная из узловатых ритмов проводов пригородных электричек. Музыкальные аллюзии возникают и в других, более поздних листах петербургской серии: трубы органа, посверкивающие в полумраке церкви как белые клавиши рояля, белые «нотные знаки» чаек, рассевшихся на стульях со спинками-струнами, решетки канала Грибоедова, свернувшиеся нотные листы светлых стен в узких дворах… Легкие ритмы проводов напоминают нотную запись барочных опер, спокойные «клавиши» фасадов и решеток — скорее, оперу XIX века, а суетливые чайки — джаз.

Анастасия Русса, как и ее коллега, «родом» из живописи: она пользуется языком печатной графики не так давно. Толстые альбомы с сотнями скетчей, привезенные в Лондон из индийских приключений, воплотились в несколько графических серий, выполненных в разных печатных техниках: «Вода» из серии «Элементы», «Невозможность Трансценденции» (или «Девушки и обезьяны»), «Три грации», «Варанаси», «Прачки» и другие работы 2014 г.
На зрителя с высокого горизонта, характерного и для живописных работ автора, движутся огромные слоны, преследующие своего погонщика, или «сыплются» вездесущие обезьянки, смешиваясь с хрупкими фигурками девушек. В серии «Вода» зритель словно склоняется над зеркалом реки, вслед за художником рассматривая лодки с высокого берега. Часть листов почти монохромна: прачки выбивают огромные полотнища, женщина в длинных одеждах бежит по улице, преследуемая кем-то невидимым для нас, над ней грозно нависает темный извилистый ствол дерева, под ее фигурой — растерянная корова с телятами. Движение линий в этих композициях настолько энергично, что автор считает лишним добавлять сюда открытый цвет. Какие-то из листов выполнены в сепии, другие — в градациях серого и коричневого.

Многие из представленных оттисков совершенно уникальны, так как это т.н. монотипия: получившиеся эффекты невозможно повторить дважды. Автор наносит на подготовленные офортные доски краски, каждый раз меняя композицию, в основе которой гравировка, нанесенная её рукой: танцующие силуэты людей и обезьян, мощный бык, выплывающий из вод, в которые зритель погружен вместе с ним, фигура античного бога, отражающаяся в зеркале воды...
В серии, объединенной темой воды, то и дело возникают призрачные образы хтонических и подводных существ — огромная рыба поглощает рыбака с головы, крылатый дракон (Тиамат?) кусает себя за хвост, кентавр крадет прекрасную лапифянку — переднеазиатские, индийские и античные персонажи — все перемешалось в этой барочной симфонии. Рисунок гравировок здесь очень деликатен, однако автор не боится усилить энергию листов добавлением ярких пятен открытого цвета.

Анастасия Тарасова, искусствовед




Мария Смольянинова

Родилась в Москве в 1989 г. В 2006 г. с отличием окончила Московский художественный лицей (МАХЛ РАХ). В 2013 г. окончила МГАХИ им. В. И. Сурикова (Москва, мастерская станковой графики, педагоги: Теслик А.И., Любавин А.А., Якушин А.Б., руководитель мастерской офорта Суворов А.Б.). Награждена за успехи в учебе и профессии медалью РАХ и дипломом Министерства культуры РФ. Участник международных пленэров и фестивалей (СНГ, Сербия). Куратор и участник художественного проекта «Наедине с офортом» в рамках выставки STUDENT Art Prom ‘2013 в центре дизайна ARTPLAY. С 2008 года участник более тридцати художественных выставок в России и за рубежом. Работы публиковались в каталогах всероссийских и международных художественных выставок. С 2013 г. Член Московского Союза художников (МСХ), секция станковой графики.




Анастасия Русса (Хохрякова)

Родилась в Москве в 1980 г. В 1999 г. поступила в ГАИЖСА им. И.Е.Репина (Санкт-Петербург). В 2005 г. с отличием окончила МГАХИ им. В.И.Сурикова (Москва, мастерская монументальной живописи Е.Н.Максимова). Лауреат молодежной премии «ТРИУМФ» (2005). В 2010-2011 гг. стажировалась под руководством народного художника СССР, России и Азербайджана Таира Салахова. С 2006 г. член Московского Союза художников (МСХ), секция монументальной живописи. С 2007 г. член Союза художников России, с 2011 г. — Международного художественного фонда. С 2013 г. живет и работает в Лондоне.




Выставку можно посмотреть 2 и 3 августа с 12:00 до 16:00, 5 августа с 16:00 до 20:00. В другие дни по предварительной записи.



Подробности

  • Открытие: 31 июля 2014 г. в 16:00
  • Дни работы: 1 августа — 4 августа 2014 г.
  • Выходной: Cреда

Поделиться событием