Метамеханика. Антон Стриженко, Владимир Мартиросов

Метамеханика. Антон Стриженко, Владимир Мартиросов

Этимологически древнегреческое понятие «механика» (μηχανική) обозначает единственный в своем роде эстетический потенциал конструирования: «искусство построения машин» - это таинство посвященных, записанное то на полях многочисленных историй человеческого прогресса, то воспроизведенное в движении скрытых или наглядных, но, как правило, неопознанных потребителем механизмов машины. Будучи разделом физики, механика приобрела со временем статус вспомогательной дисциплины, исследующей движение и взаимодействие материальных тел относительно друг друга в пространстве. Сейчас мы видим эти «наследственные» признаки представления о механике в увеличивающемся «ангажементе», который современный человек все настойчивее предоставляет технике. И действительно, пограничное положение механики то, как искусства создания машины, то в качестве инструментария научного анализа, во многом определяет взаимоотношение человека и техники. Механика становится проводником, неким функционирующим «узлом» значений и смыслов, порождаемых этим необъятным союзом.

Но, что происходит с механикой, когда она попадает в зону автономной рефлексии искусства? Прежде всего, функциональные свойства механики перестают выполнять возложенные на нее прагматические задачи. Иными словами, механика более не организует технику, но служит образованию эстетической атмосферы «экстаза вещей». Фактическое наличие вещей в пространстве выставки формирует сферу доступа к их материальным качествам. Атмосфера, таким образом, выделяет не столько служебность механики, сколько выставляет напоказ данность устройства и направленную на номинальную работоспособность самого механизма объективацию движения. Поэтому корневое переложение «метамеханика» является и продолжением программного стремления кинетического искусства отгородиться от производственной стороны техники, и чрезвычайно точным описанием сущности механического движения, цель которого заключается в собственном проявлении. Экспозиция выставки построена на соотношении буквального движения электро-кинетических композиций Владимира Мартиросова и подразумевающегося движения фигуративно-архитектурных конструкций станковой живописи Антона Стриженко.

Мобильные объекты Мартиросова на микроуровне, тщательно сбалансированного законами механики и системами функционирования моторчиков, предлагают сценическую и инсталляционную характеристику природы, ее предельно искреннюю и от того элегантную суть. Действительно ли изменчивость природы можно свести к механическим движениям? Возможно и нельзя, но кинетическая энергия и инстинктивная, приобщенная к постоянству механизма моторика возвращает природе человеческий взгляд, который требует безотлагательных повторов. Сомневающийся в собственной правоте, но в извечном рвении опознания, глаз выстраивает из наблюдения ландшафт циклических движений, «режущий по живому», казалось бы, неделимую первозданность природы. Однако оценивание природы происходит именно в этом освоении хрупкости материи посредством ее парадоксального развоплощения ради последующего принятия. Здесь возникают безусловная связь с японским искусством, которую часто отмечают комментаторы выставок художника.

Картины Стриженко назначают движению метафорическую траекторию, заложенную в авторских композиционных интерпретациях. Сюрреалистические архитектурные пространства то собираются в фигуры зверей, то в «круговой поруке» движения карусели проступает присущая синхронность всех элементов механизма, то выстраиваются в модульную сетку типажей, уравновешенную надписью. Нанося абстрактные архитектурно-монументальные масштабируемые композиции на разграфленный и напоминающий каркасную основу холст, художник проблематизирует плоскость картины, которая возвращает к игре с модернистской композиционной «решеткой». Еще одним приемом живописной «стабилизации» пространственных экспериментов художника, является декоративный, однородный фон картин, уплотняющий архитектурные фигуративы. Тем не менее, механика движения подразумевается и привносится извне, наподобие физического пространства архитектуры в котором, монументальная живопись приобретает оптическую подвижность исходя из маршрута зрителя. На стыке монументального и станкового формата возникают фантасмагорические образы, «переселенные» экстатичностью живописных качеств вещей в перформативные пространства экспозиции, но не привязанные исключительно к семантическим значениям самих картин.

Представляется, что актуальность выставки раскрывается, прежде всего, в этой возможности эстетического самовоспроизведения как события, независимого от места или институциональных предпосылок.

Александр Саленков, искусствовед.




АНТОН СТРИЖЕНКО – НА ПУТИ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА

В творчестве и жизни Антона Стриженко сплетены воедино профессионализм художника монументальной школы и воспринятый им опыт мирового искусства, который был трансформирован и преображен собственным неповторимым опытом.
Еще в марте 1998 года Антон на своей первой персональной выставке в международном отеле «Космос» в зале «Карлсберг» сказал – «В детстве я конструировал из кубиков, игрушек, стульев фантастические города, которые разрушались при малейшем прикосновении и рисовал корабли с яркими полосатыми парусами. После долгих лет школы, академического рисования, происходит возвращение к свободе и смелости, к городам моего детства. Старый человек в новой архитектуре, тусклое мерцание осыпающейся штукатурки рядом с кричащим анилином банков и офисов, некрасивая модель на фоне урбанистического пейзажа - вот то, что заставляет меня брать в руки кисть и краски. Не люблю продумывать и просчитывать заранее детали будущей картины. Краска, фактура сама ведет к завершению работы и абстрактный поначалу холст наполняется реальными образами и деталями. Сочетание реального и абстрактного – ткань моей живописи».

Родился Антон в 1971 году в городе Крымске Краснодарского края. 1986-1990 годах учился в Рязанском художественном училище на живописном отделении у И.Г. Власова.
В 1990-1993 годах был художником Тульского художественного комбината. Работал в области монументально-декоративного искусства. В 1990-1992 годах участвовал в выставках тульских художников в Выставочном зале Тульского Союза художников. В 1993 году. – на Осенней выставке художников Москвы на Кузнецком мосту показал свои работы. Все это – еще во время учения. 1993-1997 годы Антон Стриженко учился в Московском высшем художественно-промышленном институте на факультете монументальной живописи в мастерской проф. О.П. Филатчева. По окончании «Строгановки» в 1997 году принят в Московский союза художников и фактически продолжил начатую в студенческие годы настойчивую, трудоёмкую творческую деятельность. Ныне работает в русле монументально-декоративного искусства – роспись, фреска, мозаика, керамика, витраж. Однако не оставляет и станковую живопись, графику. Как преподаватель, потомственный художник, А. Стриженко реализовывает себя в Московской школе архитектуры и дизайна.

Наставник Антона Стриженко по Строгановскому институту, действительный член Российской Академии художеств, Олег Павлович Филатчев, одобрял сочетание условности изображения и декоративности с конкретностью. Обретённые художественные навыки позволили Антону серьезно освоить приемы монументальной росписи, и она стала одним из магистральных направлений его творчества.

Что касается станковых работ, то в творческой манере художника раннего периода мы находим лёгкое влияние сложно-аскетических, перспективно-образных «построений» Джорджо де Кирико, Карло Кара с мотивами отстраненно-невозмутимого магритизма. В этом смысле показательны художественно сложно выстроенные работы -- «Курица» (1998), «Собака» (1996), «Карусель» (1998). Одновременно Антону и в новом, ХХI веке свойственно и желание осуществить дробность пространства, как это явственно в его «Автопортрете» (2012), где детали лица человека, воплощенные в модельных академических гипсах составляют дробный, разъятый облик, составленный из четырех холстов-ипостасей… Глаз, ухо, губы… Эти черты связывают раннего А. Стриженко со зрелым периодом, где в росписях тоже иной раз просматривается составной декоративно-пристальный, традиционно европейский «геометризм»… Это особенно наглядно выражено в составном произведении «Город» (2010), где реализован потенциал абстрактного метода в искусстве, в Европе часто сопряженный с метафизической живописью. Творчество Антона Стриженко очень профессионально, оно не сентиментально. По-своему интересно и талантливо. В нем – возможности роста и настоящее, уже утвержденное временем и опытом мастерство.

Станислав АЙДИНЯН,
заместитель председателя Творческого союза профессиональных художников, член правления Международной Ассоциации содействия культуре, член Союза Российских писателей, член Конгресса литераторов Украины, искусствовед Федерации Акваживопись



Подробности

  • Начало: 9 июля 2015 г. в 16:00

Поделиться событием