Сегменты. Дарья Коновалова, Наталья Ситникова

Сегменты. Дарья Коновалова, Наталья Ситникова

На самом деле главнейшая художественная проблема современности — не отсутствие «школы» или исчерпанность банка изобразительных приёмов, когда кажется, будто всё уже было. Нас ещё пока есть кому учить, а банк, по счастью, неисчерпаем: глубину пространства и вариации цвета ни исследовать, ни передать до конца не возможно. Чем изощрённее глаз, тем глубже смысл.

В другом проблема-то. Во времени. В сути, в запахе, во вкусе эпохи, облекающей нас. Человек неизменен, но способы кодировки реальности меняются от столетия к столетию. Как, не повторяясь, выразить вот-сейчас-происходящее, притом что XX век действительно дал попробовать всё на свете, — непонятно. Но ещё сложнее, должно быть, переработать в себе чужой прошлый опыт, уроднить его себе, ибо только так можно будет от него отказаться.

И молодой художник, конечно, ищет способы пробиться сквозь толщи созданного, чтобы со временем нащупать и вытянуть — своё. Замечательно, что существуют экспериментальные площадки, позволяющие фиксировать текущий этап поисков, потому что в случае Дарьи Коноваловой и Натальи Ситниковой, как и во многих других, лет через пять всё уже будет совсем по-другому, а как — сегодня понять невозможно. Но на текущий момент попытка Коноваловой «поднять» графические фантазии, например, Жоана Миро над плоскостью и показать их в объёме означает на самом деле огромное желание распознать, руками нащупать тот начальный импульс, который побудил Миро видеть вот так и вот это создавать. Коновалова двигается не «по следу» авангарда, но назад, к его истоку, справедливо полагая, что только там хранится зерно искусства XXI века, не проросшее пока, ни через кого из мастеров не явленное.

Та же самая идея, кажется, лежит в основе сделанного Натальей Ситниковой. Цвет, свободный от формы, цвет самодовлеющий, материальность, вещество краски, пластичной, текучей, застывающей на глазах, податливой и неподвластной, — что всё это может дать сознанию и руке? Ситникова ищет ту же самую «точку возврата», от которой начнётся будущее.

Сами художницы очень точно сформулировали концепцию совместной выставки «Сегменты»: «собирание сегментов переходит в их соединение, соединение требует точку опоры, точка опоры находит равновесие, равновесие рождается при расстановке акцентов, акцент требует цвета, цвет формы, форма динамики, динамика переходит в комбинаторику, а та в свою очередь делится на сегменты». И вспоминается Осип Мандельштам, утверждавший, будто в культуре «вчерашний день ещё не родился». Так и русский авангард пока лишь ожидает рождения — в восприятии тех, кому предназначен.
Быть может, его время не за горами.

Вера Калмыкова



Подробности

  • Открытие: 13 августа 2015 г. в 16:00
  • Дни работы: 14 августа — 18 августа 2015 г.
  • Выходной: Cреда

Поделиться событием