Мои темы. Елена Мунц

По специальности я скульптор-монументалист: это значит, что свои скульптуры я решаю в определенном пространстве, в рамках заданной темы и эти ограничения диктуют условия достижения конкретной цели. Мне нравится моя профессия. Я люблю «сочинять» скульптуры, хотя не часто мне удавалось воплотить их в жизнь.
Работы, которые я выставляю в «Открытом клубе» совершенно другого характера. Их появление — результат стечения обстоятельств в моей жизни. В 1970-е годы сретенские переулки реконструировали, открыв старые фундаменты домов, сложенные из блоков известняка. Тогда же в моей мастерской появились камни, которые мне принесли добрые люди и которые несколько лет лежали неиспользованными. Я с опаской поглядывала на них, не решаясь нарушить их архитектонику. Я была замужем, и у меня были маленькие дети. Володя Кормер, мой муж, хорошо зарабатывал, и мне не приходилось думать о деньгах. Но в 1979-м году обстоятельства переменились: Володе пришлось уйти с работы, и я поняла, что для меня наступают новые времена: я становлюсь главным добытчиком в семье.

В то время – как реакция на эти перемены – у меня родилась новая тема: это была многофигурная композиция из бронзовых рельефов на библейские и античные сюжеты (в сущности, это были идеи не осуществленных мной скульптур). Этот замысел подводил итог моей беззаботной жизни. Володя очень хотел, чтобы я сделала эти рельефы так, как они были задуманы, но, к сожалению, при его жизни мне это не удалось. Когда он умер в 1986 году и я осталась один на один с этой утратой, чтобы заглушить свое отчаяние, я преодолела свою неуверенность и робость и начала рубить эти камни.
Основная пластическая тема этих работ — внутреннее движение в каменной скульптуре, взаимодействие формы с пространством, взаимодействие форм между собой, отсюда тема диалогов, двухфигурные композиции «Идущие», «Встреча», «Девушки в саду». «При минимуме средств максимум выразительности», — так когда-то характеризовал Володя Кормер мои скульптуры.

Мои мелкие рисунки — это не рисунки с натуры. Начиная с 1971 года, когда родилась моя дочь, я занималась ею и у меня не было времени ходить в мастерскую, я взяла за правило два-три часа сэкономленного времени посвящать рисованию. Это были своего рода рисованные дневники, в которые попадали впечатления или замыслы прожитого дня. Таким образом я не чувствовала себя выключенной из творческого процесса. К сожалению, эту привычку я постепенно утратила.

В дополнение к ранним работам я включила в эту экспозицию свои последние рисунки. От одной из заказнных работ оставались куски неиспользованной бумаги, вызвавшие у меня желание нарисовать что-нибудь из прошлых лет. Надо сказать, что это «путешествие во времени» оказалось очень острым, с одной стороны, разочарованием, с другой — отдохновением.

В процессе рисования возникло желание отдать себя на суд зрителям — кем была, кем стала.

Что касается выставленной здесь керамики, то летом, отдыхая на Валдае, я наткнулась на красную глину. Совершенно свободная от быта, на природе, в окружении прекрасных пейзажей, я каждый день работала с этой глиной в древней технике полых скульптур, когда форма набирается посредством наложения жгутов глины один на другой. И опять те же темы: диалоги, встречи, расставания.
Составленные вместе, «мои люди» движутся, общаются, живут своей прекрасной жизнью…

Перечисленные работы — камни, рельефы, рисунки, керамика, помещенные в одно небольшое выставочное пространство «Открытого клуба», объединены по единственному лишь принципу: они не заказные. Они возникли по жизненным обстоятельствам, по «зову сердца», не могли не возникнуть.
В таком случае я, наверное, могу считать себя художником, разумеется, не великим, но уж каким есть.

Елена Мунц



Подробности

  • Открытие: 24 марта 2016 г. в 19:00
  • Дни работы: 25 марта — 5 апреля 2016 г.
  • Выходной: Cреда

Поделиться событием