Мир без гения
Учёные открыли, что человечество платит высокую цену за гениальность отдельных представителей. Другие учёные открыли, что мы стремительно утрачиваем индивидуальность, за что человечеству в самом близком будущем предстоит заплатить высокую цену. Куда ни кинь, всюду клин. Татьяна Файдыш разделяет, кажется, пессимистический взгляд на современное человечество. Её серия «Представители» — галерея обезличенных (в буквальном смысле: без лиц) фигур, активно предающихся разнообразным занятиям. Это может быть игра в казино или концерт классической музыки, не важно. Занятие опознаётся; люди — нет. Птичка в клетке выглядит личностью, а её хозяева — не вполне («Двое с попугаем»). В число представителей парадоксально попадают и близкие художницы, и — отстранённо, как модель, а не как мироощущение — она сама: «В гостях у Маши и Серёжи» — здесь и цветы, и арбуз исполнены, кажется, с большей индивидуализацией, чем хозяева и гости. Стремление концептуализировать реальность, ставшее общим местом к концу XX в., и, как следствие, концептуализировать свой художественный мир, предпослав ему генеральную идею, присуще Татьяне Файдыш в той же степени, в какой и многим другим представителям современного искусства. Вопрос не в том, как она следует духу времени. Вопрос — что она ему противопоставляет. И это оказывается не идея, не концепция, вообще не то, что можно объяснить, пересказать, использовав как заменитель художественного качества (увы, с таким искусством для эстетических диабетиков мы сталкиваемся чаще, чем хотелось бы). Это самые что ни на есть древние, исконные, банальные — да-да! — художественные средства: цвет, линия, композиция. Палитра Татьяны Файдыш — отражение наших ежедневных эмоций. В ней нет — или мало — оттенков, хотя присутствует, к счастью, не только чёрное и белое. Но динамизм цветовых плоскостей и резких, однозначных ломаных линий, контрастные сочетания и отсутствие объёмов и теней, декоративность как приём, подчёркивающий невозможность психологического анализа, говорят сами за себя, и в этом — «эффект присутствия» автора, глубоко и болезненно переживающего мир. Они всё-таки живы, эти «Представители». Есть ли у них душа? Большой вопрос. Но жизнь на полотнах есть точно.
Вера Калмыкова