Знаки и символы. Наталья Толстая, Кирилл Протопопов

Знаки и символы. Наталья Толстая, Кирилл Протопопов

В одном мгновенье видеть… синтез


Мультикультурный и межъязыковой синтез — знамение нашего времени. Каждое произведение искусства, микрокосмичное по сути и локализованное как отдельная «вещь» в пространстве и времени, уже замышляется как место встречи разнообразных векторов, идущих из любого времени, из духовного опыта народов, в истории далековатых друг от друга. Говорить только на каком-нибудь одном художественном языке либо не хочется, либо не получается; от плоскости уходишь не только в буквальном, но и в переносном смысле, перестав иметь в виду что-то одно. В конце концов, романтический императив, сформулированный Уильямом Блейком: «В одном мгновенье видеть вечность», — превратился во всеобщую установку.
Основным условием создания полноценного произведения искусства становится композиция, причём не только в обычном, прикладном значении слова. Располагая объекты или гармонически примиряя отдельные части, художник одновременно сопрягает те смыслы, которые задействовал на стадии первого творческого импульса, не говоря уже о разработке замысла в материале, когда первоначальная идея обогащается вещественной конкретикой.
Скульптуры Кирилла Протопопова и графика Наталии Толстой — не только развитие творческого импульса художников, не только показатель результативности полученных знаточеских навыков (и Толстая, и Протопопов в разное время заканчивали МСХШ и Строгановку). Оба художника живут в культуре — или она живёт в них, и видят они уже не «своими» глазами, но всем комплексом знаний и представлений. Потому-то речь идёт не только о том, как именно архаичная пластическая традиция проходит сквозь призму приёмов современного дизайна. И не только о совмещении языков русской иконы и супрематизма, родственных в самой основе, но по-иному, чем во время зарождения и первоначального бытования, функционирующих сейчас. Разговор, конечно, должен идти прежде всего о синтезе приёмов, образов, языков, о синтетическом характере самих метафор, как, например, в «Упрямой козе» или «Фениксе с золотым треугольником» Протопопова или практически в любом листе Толстой.
Идейная близость Толстой к русскому авангарду и через него — к православной изобразительной традиции, равно как и тяготение Протопопова к искусству древности, понятому через современное парадоксальное понимание линии как лейтмотива пространственного построения, подчеркнуты и поддержаны эстетикой произведений.
Они красивы. Красота становится, в конце концов, тем оптическим средством, той точкой схода, благодаря которой множественность смыслов если не узнаётся, то воспринимается глазом, а значит, и душой зрителя.

Вера Калмыкова




Знаки и Символы

Трансцендентность символов выстраивается в иерархию знакового пространства. Силуэт формы объёма уходит в плоскость и вновь возвращается в пространство живой среды, вступая при этом во взаимодействие со всеми объектами, живущими во времени. Знаки проявляются на плоскости и в объёме, формируя последовательную информативную среду образов в восприятии человека. Они оставляют память временного фрагмента, воздействуя на процессы обитаемой среды. Потом исчезают во времени и вновь проявляются. Это тоже процесс, который обозначен в виде знаков или символов. Знаки заложены в символах, символы — в знаках. Все вместе это код, который в свою очередь обозначается в знаке или символе. Природа этого явления существует в бесконечном пространстве, она тоже символична и обозначается в знаках. Вот они: квадрат, круг, треугольник.

Кирилл Протопопов



Подробности

  • Открытие: 2 марта 2017 г. в 16:00
  • Дни работы: 3 марта — 14 февраля 2017 г.
  • Выходной: Cреда

Поделиться событием