Коллекционер — художник — музей. Выставка «Точка отсчёта. Рукотворные книги»

26 июля 2022 г. в 10:57
Изображение новости: Коллекционер — художник — музей. Выставка «Точка отсчёта. Рукотворные книги»

Всероссийский музей декоративного искусства Москва, ул. Делегатская, д. 3

ПО НЕЗАВИСЯЩИМ ОТ НАС ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМ ВСЕРОССИЙСКИЙ МУЗЕЙ ДЕКОРАТИВНОГО ИСКУССТВА ПРИНЯЛ РЕШЕНИЕ ОТМЕНИТЬ ВЫСТАВКУ. К СОЖАЛЕНИЮ, ВЫСТАВКА «ТОЧКА ОТСЧЁТА. РУКОТВОРНЫЕ КНИГИ» НЕ СОСТОИТСЯ.

[imagecenter=/news/95/vmdipilonbanner162h140smprintjpg]

…Обычно, конечно, бывает иначе, чем обозначено в заглавии: на первом месте стоит художник. Коллекционер видит его работу, приобретает её, а позже при желании передаёт в музей.

В нашем случае последовательность нестандартная, поскольку идея проекта «Точка отсчёта» принадлежит Вадиму Гинзбургу. С помощью консультантов он выбрал из Святого Писания десять текстов и предложил десяти художникам проиллюстрировать их, в трёх экземплярах каждый. Потом дизайнеры создали на основе иллюстраций рукотворные книги тиражом три экземпляра каждая. Текст опубликован на трёх языках: русский (Синодальный перевод), английский и иврит.

По какому критерию выбирались тексты? — В них должна была описываться некая модель поведения, новая для тех давних времён и важная сегодня.

По какому критерию выбирались художники? — По склонности к философствованию. Если воспользоваться парадоксом Евгения Трубецкого, привязанным к иному, но близкому явлению культуры, — к «умозрению в красках».

Кое-что было понятно с самого начала. Два из трёх экземпляров каждой книги предназначалось для передачи в музеи. Очень многое выяснялось в процессе работы. Каково соотношение изобразительной традиции древности с современной? Ручного рисования — и печатных технологий? Как совместить в макете иврит с двумя европейскими алфавитами? Какова должна быть книжная обложка, она же футляр, она же коробка? Каково значение материала, диалога материалов, использованных для каждой книги? Как экспонировать книгу, если обычная художественная выставка предполагает размещение работ на стенах, а книга есть то, что мы держим перед собой, горизонтально?..

Посетителям Открытого клуба проект известен с 2017 г., когда состоялась первая выставка. Потом их было ещё девять. Напомню последовательность:

Выставка первая: Книга Пророка Ионы. Лев Саксонов. 2–13 февраля 2017 г.

Выставка вторая: Книга Есфирь. Феликс Бух. 11–23 мая 2017 г.

Выставка третья: Книга Плач Иеремии. Юрий Рыжик. 28 сентября — 10 октября 2017 г.

Выставка четвёртая: Книга Руфь. Юрий Ващенко. 23 ноября — 5 декабря 2017 г.

Выставка пятая: Книга притчей Соломоновых. Юлий Перевезенцев. 12–24 апреля 2018 г.

Выставка шестая: Книга Песни Песней Соломона. Сергей Бархин. 20 сентября — 2 октября 2018 г.

Выставка седьмая: Книга Екклезиаста, или Проповедника. Лев Табенкин. 14–26 марта 2019 г.

Выставка восьмая: Книга Судей Израилевых. История Самсона. Семён Агроскин. 21 ноября — 3 декабря 2019 г.

Выставка девятая: Книга Иова. Наталья Нестерова. 19–27 декабря 2019 г., 9–14 января 2020 г.

Выставка десятая: Давид и Голиаф. Константин Батынков. 13–24 марта 2020 г.

Одной из осознанных целей проекта было прославление художников, каждого из десяти, но и не только их персонально. В эпоху компьютерного дизайна, когда недалёкие умы полагают, будто умелую человеческую руку может заменить машина, рукотворные книги — уместное напоминание: друзья, вы глубоко заблуждаетесь. Не заменит. Невозможно.

Любитель современной живописи ещё на клубных выставках сразу отмечал, насколько разные, порой до полной противоположности и взаимного неприятия, художники участвуют в проекте. Кураторов Вадима Гинзбурга, Веру Калмыкову и Екатерину Прокошеву этот момент совершенно не заботил. Важным было иное: глубина изобразительного постижения текста.

Проект завершился — и да здравствует проект! Со 2 августа по 23 октября все 10 рукотворных книг будут показаны во Всероссийском музее декоративного искусства (Москва, ул. Делегатская, д. 3) на выставке «Точка отсчёта. Рукотворные книги».

От коллекционера музей получил в дар десять рукотворных книг — по одному экземпляру каждой. Согласно первоначальному замыслу.

Музейное пространство отличается от клубного, и не только тем, что площадь Белого зала позволяет экспонировать все десять книг одновременно, а это означает — для человека, желающего понять, — возможность сопоставления, выявления творческих тенденций искусства нашего времени. Музейное пространство — это ещё и единство художественного решения, и оборудование, дающее более широкие возможности для экспонирования предмета. И когда в 2022 г. для выставки «Точка отсчёта. Рукотворные книги» используется оборудование, выполненное по заказу Павла Михайловича Третьякова, — для музея это не удивительно. Это нормально.

Перед зрителем рукотворные книги предстают как предметы, как арт-объекты. Важна их тяжёлая, значительная, весомая в прямом смысле материальность. Сегодня виртуальная реальность наступает несколько агрессивно, хотя и в этом случае, как в тысячах предыдущих, ничего нового в этом нет, всё как творилось под солнцем, так и творится. Новое всегда пыжится и старается выглядеть лучше старого, хотя по-настоящему хорошим становится только устарев. Но вот что тревожит, так это стремление заменить реальный предмет его изображением. Как будто посмотрел ролик на ютубе — и можешь уже не ходить на выставку…

Ролик на экспозиции тоже будет. Но в придачу, а не взамен. И те, кто придёт, ощутит различие. Потому что главное и для коллекционера, и для художника, и для музея — это вещь. Предмет.

Теперь — и музейный предмет.

Вера Калмыкова

[imagecenter=/news/95/img9954jpg Книга Пророка Ионы. Лев Саксонов] [imagecenter=/news/95/img9985jpg Книга Пророка Ионы. Лев Саксонов]

[imagecenter=/news/95/img5746jpg Книга Есфирь. Феликс Бух] [imagecenter=/news/95/img5751jpg Книга Есфирь. Феликс Бух]

[imagecenter=/news/95/img5723jpg Книга Плач Иеремии. Юрий Рыжик] [imagecenter=/news/95/img0030jpg Книга Плач Иеремии. Юрий Рыжик]

[imagecenter=/news/95/img5740jpg Книга Руфь. Юрий Ващенко] [imagecenter=/news/95/img0012jpg Книга Руфь. Юрий Ващенко]

[imagecenter=/news/95/img5770jpg Книга притчей Соломоновых. Юлий Перевезенцев] [imagecenter=/news/95/img5779jpg Книга притчей Соломоновых. Юлий Перевезенцев]

[imagecenter=/news/95/img5758jpg Книга Песни Песней Соломона. Сергей Бархин] [imagecenter=/news/95/img5768jpg Книга Песни Песней Соломона. Сергей Бархин]

[imagecenter=/news/95/img5803jpg Книга Екклезиаста, или Проповедника. Лев Табенкин] [imagecenter=/news/95/img5807jpg Книга Екклезиаста, или Проповедника. Лев Табенкин]

[imagecenter=/news/95/img5821jpg Книга Судей Израилевых. История Самсона. Семён Агроскин] [imagecenter=/news/95/img5832jpg Книга Судей Израилевых. История Самсона. Семён Агроскин]

[imagecenter=/news/95/img5789jpg Книга Иова. Наталья Нестерова] [imagecenter=/news/95/img5798jpg Книга Иова. Наталья Нестерова]

[imagecenter=/news/95/img5689jpg Давид и Голиаф. Константин Батынков] [imagecenter=/news/95/img5714jpg Давид и Голиаф. Константин Батынков]