Формула круга. Часть вторая

Формула круга. Часть вторая

Проект Натальи Георгадзе

Участники:
Лариса Блохина
Василий Власов
Александр Глазков
Евгения Егер
Константин Корнаков
Татьяна Мишина
Сергей Соболев
Алёна Шаповалова
Игорь Ширшков
Игорь Шелковский
Александр Юликов




Двоякосмотрящий глаз

Чем ближе к нашему времени, тем сильнее художники любят геометрическую точность.
Видимый нами мир не знает симметрии, конструктивной четкой выверенностью обладают лишь микроорганизмы, не воспринимаемые простым глазом. Даже земной шар не совершенно круглый. Тем более некруглыми были точки-диски на наскальных рисунках, позже присутствовавшие в любой архаичной орнаментике по всему земному шару и ныне не вышедшие из культурного обихода — если верить фотографу Константину Корнакову, упорно подсматривающему за тем, что против желания показывает город. Как хаос содержит в себе космос, так точка чревата кругом, а круг, в свою очередь, цветом (композиции Алёны Шаповаловой, Александра Глазкова и Василия Власова).
В нашем стремлении к циркульности есть что-то противоестественное, спорящее с природой. Механистичность привычной визуальности наглядна в диптихе Александра Юликова и в композиции Игоря Шелковского, культуре доверяющего больше, чем «дикому» миру. Что же с этим не так? Не есть ли человеческий разум — самое неестественное из всех проявлений бытия? Он идёт contra natura, против затверженности природы, где всё развивается по закону, заложенному в самом явлении.
Там, где есть символическое мышление человека о мире, непременно появляется круг.

В античных храмах существовал окулюс… Нет, сначала надо сказать об обычных домах, в крышах которых пробивали отверстие, чтобы дым — если жилище топилось, что называется, «по-чёрному» — выходил наружу. Как и кому впервые пришло в голову сакрализировать эту дыру, мы никогда не узнаем. Итак, в античных храмах существовал окулюс — идеальное отверстие, зрачок двоякосмотревшего глаза, обращённого из храма вверх, на небеса, и с небес — вниз, на верующих. Он был геометрически круглым… и сегодняшние световые объекты Игоря Ширшкова, безусловно, — долгое эхо окулюса…
Затем в раннехристианском и византийском искусстве фигуру Иисуса Христа начали изображать на фоне овальной мандорлы, символизировавшей превечный свет. Вначале она не была круглой. Напротив, даже овал был неправильным: верхняя и нижняя стороны его заострялись. Постепенно и здесь стал преобладать круг… как символ всего мира, спасённого Христом.

Можно ещё долго говорить о том, что реалия не дотягивает до символа, что символ совершенней, чем вещь, явление или предмет, но в вещи, явлении или предмете непременно содержится та самая идея, которая концептуализируется в символе. Недаром линии и мазки на картине Ларисы Блохиной как бы сами по себе укладываются по нужному контуру. Поэтому и человеческое мышление, порождающее идеальную форму, никогда не идёт contra natura, всегда двигаясь в ту сторону, которая указана Творением. Поэтому сложная аритмичная композиция Татьяны Мишиной заключена в круг, а не в иную форму. Круг защищает, как щит (работа Евгении Егер), даёт ощущение стабильности, родства с мирозданием…

И о чём бы мы ни думали, касаясь архаичных культур — о Древней Индии или о Древнем Китае, — змейка Кундалини или нераздельные инь-ян в схеме дадут круг, в этом смысле оставшись без своей противоположности (работа Сергея Соболева).

Вера Калмыкова



Подробности

  • Открытие: 26 октября 2017 г. в 16:00
  • Дни работы: 27 октября — 7 ноября 2017 г.
  • Выходной: Cреда
  • Часы работы: 16:00 — 22:00

Поделиться событием