Книжная иллюстрация. Аркадий Пластов (1893—1972)

Книжная иллюстрация. Аркадий Пластов (1893—1972)

Галерея «Открытый клуб» представляет выставку книжных работ Аркадия Пластова. В экспозицию войдут листы к роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка», поэме Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос», сборнику стихотворений А. В. Кольцова «Песня пахаря» и другим произведениям.

Аркадий Александрович Пластов родился в 1893 году в селе Прислониха Симбирского уезда в семье потомственных иконописцев. Начав профессиональный путь в Симбирской духовной семинарии, принял решение получить художественное образование, ради чего уехал в Москву. Пройдя обучение у знаменитых живописцев — Ильи Машкова, Абрама Архипова, Алексея Корина, Аполлинария Васнецова, — Аркадий Пластов вернулся домой, где плодотворно работал большую часть жизни.

Верность родному краю и жизнь в селе Прислониха стали опорой творчества Аркадия Пластова. Художник отмечал, что наравне с живописью старых мастеров и новейшими поисками в искусстве, его с молодых лет увлекала идея раскрытия в живописи темы крестьянства: «Чем больше я знакомился с вещами передвижников, а потом Серова, Врубеля, тем более и более укреплялся в своей любви к деревенской природе и её обитателям, к их труду, горестям и радостям, ко всему их быту, нравам, навыку».

В книжных иллюстрациях — в выборе литературных произведений и отдельных сюжетов, в технике и композиционном построении — также нашли отражение ключевые для творчества Пластова темы. Цельные, композиционно выверенные, нередко многолюдные иллюстрации пронизаны любовью к народу и сельскому быту. Люди в его работах гармонично сосуществуют с окружающим их поэтическим пейзажем, наполненным солнечным светом: то ярким полуденным, то мягким, рассеянным, то зимним и далёким. Насыщенный и разнообразный колорит, тоновые контрасты и свободные, но точные мазки делают книжные работы Аркадия Пластова столь же значимыми образцами искусства, как и живописные полотна мастера.




«Крохотный синий томик Пушкина „Капитанская дочка“ и кольцовское „Что ты спишь, мужичок?“ было первое, что я узнал из литературы и что пытался иллюстрировать. Зачем? Кто знает! Не помню сам»[1], — писал А. Пластов в автобиографии. С середины двадцатых годов он работает в издательстве Г. Ф. Мириманова, иллюстрируя в основном детские книжки, позднее создаёт циклы иллюстраций к произведениям русской классики — А. С. Пушкина, А. П. Чехова, Н. В. Гоголя, А. М. Горького, Г. И. Успенского, Н. А. Некрасова, А. В. Кольцова, Л. Н. Толстого. Начавшаяся почти как единственный доступный источник заработка, работа эта вскоре стала неотъемлемой и органичной частью творчества художника, а порой и единственным способом свободного высказывания в искусстве.

«Я через Чехова пытаюсь закрепить на бумаге без всякого вольного или невольного приспособленчества, открыто, по душам, как говорится по совести, не лукавя, всё то, что я видел, знал и любил с детства и вижу, знаю и люблю до сего времени»[2].

Один из самых значительных циклов иллюстраций мастер создаёт к произведениям Н. А. Некрасова. Поэт-демократ, певец русского крестьянства Некрасов, безусловно, был близок Пластову. Художник работает над иллюстрациями во второй половине 1940-х годов — в один из самых противоречивых и сложных периодов истории русской культуры ХХ века.

«Всё горькое горе деревенское хочу в них показать и без прикрас, и без усиления тоже. Пусть это было давно, о чём писано у Некрасова, а я изображу, что видели мои глаза»[3]. Многие из композиций действительно перерастают свой жанр. Это картины традиционной жизни русского народа, запечатлённые в найденных художником пластически совершенных формах, так, как это было у А. Венецианова, Ж.-Ф. Милле, В. Ван Гога.

В те же годы художник обращался к иллюстрированию Пушкина, делал отдельные листы к стихам, к «Руслану и Людмиле», «Полтаве», «Сказке о царе Салтане», «Истории села Горюхина». Но самой значительной, главной серией пушкинского цикла стали, конечно же, иллюстрации к повести «Капитанская дочка». Над этой темой пугачёвского бунта как сюжетом станковой картины он работает начиная с конца 1920-х годов. Именно для этой картины выполнены серии пластовских крестьянских портретов. Повесть «Капитанская дочка» и «История пугачёвского бунта» Пушкина, несомненно, являлись источниками этого замысла.

«Все неисчислимые подробности про пугачёвский бунт полны остроты и глубокого интереса для меня даже при беглом и стремительном просмотре. Я всё думаю, что перебрав всё, что гений Пушкина счёл нужным просмотреть, прежде чем начать историю пугачёвского бунта, я уразумею больше и ярче то, что мне хочется сыскать в этой смутной и грозной эпопее»[4]. И хотя шестиметровый холст, приготовленный в мастерской художника для картины «Суд Пугачёва», так и остался чистым, сохранившиеся материалы — многочисленные эскизы, рисунки, композиции — позволяют судить о масштабности замысла, а одноимённая иллюстрация к «Капитанской дочке» даёт представление о его возможном завершённом решении. Серия из шестнадцати листов к повести Пушкина обладает внутренней драматургией и колористически как бы распадается на две части: пастельные розово-серые, зеленоватые, голубые тона картин «мирной жизни» — и густые, кроваво-красные, иссиня-чёрные композиции сцен с Пугачёвым.

«Мне кажется, — писал Пластов, — хотя, может быть, я и неправ, что голый принцип иллюстрирования до конца, во что бы то ни стало, чтобы соблюдены были все выгоды массового тиража, имеющийся налицо потенциал нашей полиграфии, чтобы ни на одном листе не держать себя выше простого лакея перед его величеством автором — ошибочная тенденция. Книга с иллюстрациями — это ведь уже не просто текст плюс картинки, между прочим. Это сцена, где если убрать актёров, а оставить одну читку, будет одна скука. Книга с иллюстрациями — это ведь спектакль уже, а не просто текст в том или ином переплёте»[5].

Т. Ю. Пластова


[1] А. А. Пластов. Автобиография (Архив семьи Пластовых)
[2] А. А. Пластов — искусствоведу Н. Соколовой (Архив семьи Пластовых)
[3] А. А. Пластов — Н. А. Пластовой, 11.12.1949 (Архив cемьи Пластовых)
[4] А. А. Пластов — Н. А. Пластовой, 25.02.1950 (Архив семьи Пластовых)
[5] А. А. Пластов — искусствоведу Н. Соколовой (Архив семьи Пластовых)




Аркадий Пластов. Иллюстрация к поэме Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос». 1946-1948 гг.



Подробности

  • Открытие: 10 ноября 2022 г. в 16:00
  • Дни работы: 11 ноября — 22 ноября 2022 г.
  • Выходной: Cреда

Поделиться событием